Когда мы что-то не понимаем, то начинаем додумывать, окружая себя пеленой тайн, секретов и мифов. Именно из незнания рождаются теории заговоров и прочие сомнительные истории.
Одна из таких сфер, окруженных самыми разными мифами различной степени достоверности и убедительности — авиаперелеты. Разберем несколько популярных мифов и, по мере сил, займемся их разоблачением.
Самолет летает исключительно на автопилоте
Автопилот действительно выполняет значительную часть работы во время полёта, включая поддержание курса, высоты и скорости, выполнение некоторых маневров — развороты и даже посадка. Однако самолёты не летают полностью автономно без участия пилотов.
Даже в режиме автопилота летчики всегда остаются готовыми вмешаться в управление самолётом, если возникнут нестандартные ситуации, сбои в работе автопилота или если условия потребуют ручного управления. Пилоты постоянно мониторят работу всех систем самолёта, общаются с диспетчерами и принимают решения, которые автопилот не способен принять — например, при изменении погодных условий, плотности воздушного движения или других факторов.
Можно открыть дверь самолёта в воздухе
Открыть дверь самолёта в воздухе практически невозможно. На высоте, где летают коммерческие самолёты (от 9 000 до 12 000 метров), внутри поддерживается давление, близкое к уровню моря, чтобы пассажиры могли нормально дышать. Снаружи же давление значительно ниже, и эта разница давлений создает огромное усилие, которое прижимает дверь к фюзеляжу самолёта.
Кроме того, двери современных самолётов сконструированы таким образом, что их невозможно открыть в полёте: они либо «заклиниваются» давлением, либо открываются внутрь перед тем, как двигаться наружу, что делает их открытие при разнице давлений ещё более невозможным. Вдобавок они оборудованы системами блокировки, которые предотвращают возможность их открытия во время полёта, причем системы автоматически активируются, когда самолёт находится на высоте.
Если не выключить мобильный телефон, самолёт упадёт
Современные самолёты оснащены сложными и надежными системами навигации и управления, которые защищены от большинства внешних помех, включая сигналы от мобильных устройств.
Но причин выключить сотовый или перевести его в авиарежим всё же есть: существует небольшая вероятность того, что работающие мобильные устройства могут создавать помехи для навигационных и коммуникационных систем самолёта. В частности это касается старых моделей самолётов и оборудования.
Самолёты сбрасывают нечистоты в полёте
Нет! Современные самолёты оборудованы герметичными системами для хранения отходов, которые не позволяют выбрасывать содержимое туалетов наружу во время полёта. Все отходы из туалетов самолёта собираются в специальные герметичные баки, которые надёжно закрыты и не имеют прямого выхода наружу. После приземления баки опорожняются с помощью специального оборудования в аэропорту, а отходы безопасно утилизируются или обрабатываются.
Откуда тогда взялся этот миф? На это есть простое объяснение. Миф о сбросе нечистот во время полёта мог возникнуть из-за редких случаев, когда произошли утечки синих химических жидкостей, используемых в туалетах самолётов, которые замерзали и падали на землю. Однако такие случаи крайне редки и обычно связаны с неисправностями, а не с преднамеренным сбросом отходов.
При смыве унитаза в самолёте может засосать пассажира
Нет, успокойтесь, унитаз в самолёте не может засосать пассажира при смыве! Когда вы нажимаете кнопку смыва, вакуумный насос втягивает содержимое унитаза в герметичный резервуар. Этот процесс достаточно мощный, чтобы справиться с отходами, но все же не настолько сильный, чтобы создать опасность для пассажира.
Кроме того, унитаз в самолёте спроектирован таким образом, чтобы минимизировать контакт с поверхностью: когда вы сидите на унитазе, контакт с ним неплотный, что не позволяет создать герметичное уплотнение, которое могло бы создать угрозу засасывания.
Кислородные маски нужны для вызывания эйфории
Нет. В случае резкой разгерметизации самолёта (например, при значительном повреждении фюзеляжа), уровень кислорода на большой высоте становится слишком низким для нормального дыхания, что может привести к гипоксии — состоянию, при котором мозг и другие органы недополучают кислород, что может вызвать потерю сознания или серьёзные медицинские проблемы.
Гипоксия может вызвать кратковременное чувство эйфории из-за недостатка кислорода в мозге, но это крайне опасное состояние. Кислородные маски предназначены именно для предотвращения гипоксии, а не для её вызова.
В самолёте пьянеешь быстрее
А вот это как раз правда: в самолёте человек может почувствовать опьянение быстрее, чем на земле. Прежде всего это связано с тем, что на борту поддерживается давление воздуха, эквивалентное высоте примерно 1800-2400 метров над уровнем моря, снижая уровень кислорода в крови. Такое снижение уровня кислорода может усилить эффект алкоголя на организм. А ещё воздух сухой, что приводит к обезвоживанию, и, как следствие, усугубляет действие спиртов.
Одно маленькое отверстие в корпусе — и самолёт разорвёт на части
Это не совсем правда. Хотя небольшое отверстие в корпусе самолёта может вызвать некоторые проблемы, оно не приведёт к мгновенному разрушению корпуса, ведь самолеты спроектированы так, чтобы поддерживать герметичность и давление внутри кабины на высоте, в разреженной атмосфере. Если в корпусе самолёта образуется небольшое отверстие, это может привести к утечке воздуха и снижению давления в кабине.
Однако самолёты оснащены системами контроля давления, которые позволяют компенсировать небольшие утечки и поддерживать безопасное давление в салоне.
Серьёзные последствия, такие как мгновенная декомпрессия, могут возникнуть только при большом повреждении корпуса — например, из-за взрыва или крупного структурного повреждения. Но и в таких случаях экипаж обучен действовать быстро и эффективно, чтобы обеспечить безопасность пассажиров.
Из-за рециркуляции воздуха в самолётах распространяются микробы
Рециркуляция воздуха в самолётах может способствовать распространению микробов, но это не так опасно, как может показаться на первый взгляд. Современные самолёты оборудованы сложными системами вентиляции и фильтрации воздуха, которые значительно снижают риск передачи инфекций.
В современных самолётах около 50% воздуха внутри кабины рециркулируется, а оставшиеся 50% поступают извне, после прохождения через двигатели. Рециркулируемый воздух проходит через высокоэффективные воздушные фильтры (HEPA-фильтры), которые удаляют до 99,97% частиц, включая бактерии и вирусы.
Воздух в салоне самолёта движется вертикально — сверху вниз. Это означает, что воздух подаётся сверху и уходит вниз, уменьшая горизонтальное распространение частиц между пассажирами.
Хотя рециркулированный воздух и может привести к распространению микробов, риск заражения в самолёте во многом зависит от непосредственной близости к инфицированному человеку, а не от системы вентиляции. Например, если кто-то чихает или кашляет рядом с вами, риск заражения будет выше из-за близкого контакта, а не из-за рециркуляции воздуха.