1. Кинокартину снимали по мотивам романа Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей». Только в книге действие происходит в Лондоне, а в фильме – во французской столице. Главный герой, соответственно, тоже становится французом.
2. Во Францию действие фильма было перенесено неслучайно. В основе киноленты лежат вполне реальные события. Правительство страны во времена президентства Жискара Д’Эстена до 1979 года поддерживало диктатора Центрально-африканской республики Жана Беделя Бокассу. Но потом оно же его и свергло. После бескровного государственного переворота полковник Бокасса жил в одном из замков под Парижем – также как и полковник Н’Джала в кино.
3. Жан-Поль Бельмондо на съемках обходился без дублеров и все свои трюки выполнял сам. Даже в знаменитой сцене автомобильной погони на площади Трокадеро он работал самостоятельно. А чтобы получить добро на съемки этого эпизода, актер обратился к своему отцу, известному французскому скульптору Полю Бельмондо. Родитель добился необходимых разрешений в городской мэрии.
4. Главную музыкальную тему Chi Mai композитор #Эннио Морриконе создал за десять лет до съемок «Профессионала» совершенно к другой картине – итальянской драме «Маддалена». Позже эту композицию полностью перезаписали в абсолютно новой аранжировке и выпустили синглом. Именно эту версию и услышал #Жан-Поль Бельмондо Мелодия на актера произвела настолько мощное впечатление, что он предложил включить эту композицию в саундтрек. В итоге Chi Mai стала одной из самых узнаваемых музыкальным тем итальянского композитора.
5. Съемки финального эпизода проходили в поместье замка Ментенон, который находится поблизости от города Рамбуйе. Были сняты две версии финала. В первой Жосслен Бомон, как известно, погибает. Во второй версии герой Бельмондо спокойно улетает на вертолете. Отсмотрев отснятый материал, и режиссер, и сам актер настояли именно на первом варианте. Зато продюсеры были против такой концовки. Но в итоге уступили, и фильм вышел с печальной развязкой.
6. Во Франции «Профессионал» сразу же стал кинохитом. Фильм с Жан-Полем Бельмондо посмотрели более 5 миллионов французов – четвертое место по итогам кинопроката.
7. Советский Союз тоже приобрел фильм в конце 1982 года – после недели французского кино. Из картины безжалостно вырезали самые жестокие, по мнению чиновников, сцены и срочно передали ее для дубляжа на киностудию имени Горького. План по сборам от кинопроката в уходившем году был безнадежно завален. Но функционеры из Госкино планировали исправить ситуацию в следующем сезоне. На 1983 год «Профессионал» был заявлен как европейский блокбастер.
По телевидению запустили беспрецедентную по тем временам рекламную кампанию, показали двадцатиминутный сюжет в передаче «Кинопанорама». Сам Эльдар Рязанов провел большое интервью с режиссером кинокартины Жоржем Лотнером, где подробно расспрашивал о Бельмондо. К фильму сделали шикарный перевод-подстрочник, написали синхронный текст. Однако в последний момент «буржуазное кино» зарубили на самом верху.
8. Политическое руководство страны посчитало фильм неполиткорректным по отношению к «дружественным СССР» африканским странам. В итоге «Профессионал» лег на полку. Кино впервые у нас показали только тогда, когда в нашей стране подул ветер перемен. Да и то лишь на фестивалях. Массовому советскому зрителю кинокартина стала доступна в 1990 году, после выхода в широкий прокат. «Профессионал» так и остался одним из лучших фильмов с Жан-Полем Бельмондо.