Новым любителям кино может быть сложно определиться с тем, с чего начать, но некоторые классические фильмы 1980-х годов должны быть в обязательном списке для просмотра. Независимо от того, увлекается ли кто-то кинематографом или просто хочет расширить свои знания о нем, такие ленты, как «Сияние» и «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», должны занять верхние строчки их списка.
1980-е годы стали эпохой расцвета блокбастеров после таких фильмов, как «Челюсти» и «Звездные войны», которые впервые задали эту концепцию в 1970-х. Многие из самых успешных картин 80-х сочетали интересный сюжет с захватывающими зрелищами. Классика, такая как «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», известна своими динамичными экшн-сценами, но также содержит эмоциональные и доступные истории, что позволяет им оставаться актуальными на протяжении многих лет. В 80-е годы многие жанры претерпели инновации, которые до сих пор влияют на современный кинематограф.
1. Сияние (1980)
Фильмы Стэнли Кубрика могут стать отличным стартом для тех, кто начинает знакомство с кино. Хотя его ранние работы могут показаться новичкам устаревшими, а такие ленты, как «Космическая одиссея 2001 года», — медлительными и сложными, «Сияние» представляет собой идеальное сочетание интеллектуального кино и развлекательности. Этот фильм считается одним из лучших и самых влиятельных хорроров всех времен.
«Сияние» является экранизацией романа Стивена Кинга, но Кубрик часто игнорировал элементы оригинального текста, которые не соответствовали его видению. В результате получился фильм, который одновременно является работой Кинга и Кубрика, и он невероятно захватывающий. Джек Николсон блестяще исполнил роль человека, погружающегося в психоз. «Сияние» стоит пересматривать несколько раз, чтобы глубже понять запутанную сеть тайн и ужасов, населяющих отель «Оверлук».
2. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981)
Неудивительно, что «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» положили начало успешной франшизе; фильм с его ярким авантюрным стилем захватывает зрителя с первых минут. Франшиза об Индиане Джонсе возвращает нас к приключенческим сериалам и старым комиксам. Элементы декораций черпают вдохновение из 1930-х годов. Стивен Спилберг обновил этот жанр для новой аудитории, придав картине вневременное очарование.
В этом фильме создан один из величайших кино-героев — Индиана Джонс, которого харизматично исполнил Харрисон Форд, добавив комедийные нотки, что сделало персонажа легко узнаваемым и симпатичным. Искрометное чувство Спилберга к экшену делает остальное дело. Он собрал множество знаковых экшен-сцен в этом кругосветном приключении — от сцены с катящимся валуном до незабываемого финала. В Индиана Джонс нет ни секунды скуки, что делает его одним из лучших фильмов Спилберга.
3. Когда Гарри встретил Салли (1989)
Фильм стал классикой романтического кино, несмотря на то что он нарушает многие стереотипы жанра. Вместо комичных недоразумений или трагических разлук, единственное, что мешает Гарри и Салли быть счастливыми, — это они сами. Основное действие происходит в диалогах, так как суть конфликта заключается в идеологических разногласиях между главными героями.
Сценарий безупречен: он развивает сюжет и раскрывает характеры персонажей, при этом обеспечивая постоянный поток юмора. Замечательная химия между Билли Кристаллом и Мег Райан играет ключевую роль, создавая динамику, за которой легко следить. Даже тем, кто не является поклонником романтических комедий, стоит попробовать посмотреть этот фильм.
4. Крепкий орешек (1988)
Если один фильм может олицетворять жанр боевиков, особенно 1980-х годов, то это «Крепкий орешек». Брюс Уиллис сыграл своего самого знакового персонажа в этой франшизе, представив Джона Макклейна в оригинальном фильме. Полицейскому, оказавшемуся в опасной ситуации с заложниками, приходится полагаться на свои ограниченные ресурсы и смекалку, чтобы справиться с группой террористов.
«Крепкий орешек» наполнен запоминающимися цитатами, а Брюс Уиллис привносит много ироничного юмора, что делает Джона Макклейна легко узнаваемым героем и усиливает эффект от захватывающих экшн-сцен. Идея фильма была многократно переосмыслена и подделана, но «Крепкий орешек» так и не был превзойден. Его приверженность к использованию эффектов практического действия гарантирует, что он останется уникальным.
5. Кто подставил кролика Роджера (1988)
Тем, кто только начинает знакомиться с кино, стоит посмотреть несколько необычных и неожиданных фильмов, чтобы понять безграничные возможности этого искусства. «Кто подставил кролика Роджера» — один из таких фильмов, представляющий собой странное сочетание фильма-нуара, классических мультфильмов и детской комедии, которое гармонично соединяет все свои элементы.
В фильме объединены оригинальные персонажи и известные мультяшки. Это единственный случай, когда Багз Банни и Микки Маус появляются на одном экране вместе с Бетти Буп, Даффи Даком, Гуфи и многими другими. Эти яркие мультяшные герои добавляют нотку юмора к жанру, хотя «Кролик Роджер» остается захватывающим детективным расследованием, а Боб Хоскинс прекрасно исполняет роль уставшего от жизни частного детектива.
6. Чужие (1986)
Джеймс Кэмерон всегда отличался стремлением к зрелищности. Хотя его сиквел «Чужого» Ридли Скотта сохраняет некоторую напряженную атмосферу, он в основном ориентирован на экшен, поскольку группа хорошо вооруженных солдат отправляется на рискованную спасательную операцию.
«Чужие» — это настоящая феерия экшена. Как только Кэмерон закладывает основы сюжета, он разворачивает серию захватывающих перестрелок и погонь, сталкивая колониальных пехотинцев с одними из самых ужасных существ в кино. Конечно, все это могло бы показаться бессмысленным без эмоциональной основы фильма, но Рипли — это герой, за которого хочется болеть, а ее решительная защита Ньюта повышает ставки.
7. Амадей (1984)
Фильм «Амадей» основан на концепции о том, что Сальери и Моцарт были непримиримыми соперниками, хотя историки в основном согласны с тем, что между ними не существовало такой вражды. Даже если это всего лишь вымысел, нельзя не признать, что основная идея «Амадея» весьма увлекательна. История разрушительной одержимости Сальери переплетается с мрачной комедией и глубоким, мучительным драматизмом.
Картина представляет собой напряженное психологическое исследование ревности и ненависти, действие которого разворачивается в роскошных бальных залах и оперных театрах Вены. Великолепие окружающей обстановки контрастирует с несчастной внутренней жизнью Сальери, который не находит удовлетворения в своих достижениях и комфортной жизни. Фильм демонстрирует, как одержимость может стать разрушительной силой для человека. Спектакль плавно переходит от комедии к трагедии, сохраняя максимальную элегантность.
8. Бегущий по лезвию (1982)
Существует несколько фильмов, которые можно назвать ключевыми для понимания научно-фантастического жанра, и «Бегущий по лезвию» занимает в этом списке особое место. В антиутопическом триллере Ридли Скотта Харрисон Форд исполняет роль детектива, которому поручено выследить и устранить искусственных людей любыми способами. Это захватывающая детективная история, которая могла бы понравиться Рэю Монд Чандлеру, но разворачивается в совершенно ином мире.
«Бегущий по лезвию» оказал значительное влияние на научную фантастику как своим эстетическим стилем, так и тематикой. Многие научно-фантастические фильмы пытались воспроизвести реалистичное и живое ощущение мира «Бегущего по лезвию». Его тонкий и многослойный подход к теме искусственного интеллекта также прекрасно проработан. В фильме «Бегущий по лезвию 2099» этот мир будет еще больше расширен, доказывая, что классика Ридли Скотта продолжает очаровывать зрителей даже спустя десятилетия.