Денег не всегда хватало. Даже в золотую эпоху лучшего кино СССР.
Порой доходило до курьезов, когда один реквизит таскали из картины в картину. Допустим, скульптурный конь то «с крыльями», то «такой же, но без крыльев» появлялся в самых разных сюжетах.
То же было с костюмами персонажей.
В Союзе были прекрасные костюмеры. Но это была еще начальная стадия развития кинематографа, да и Великая Отечественная с ее утратами была недалеко. Поэтому бюджеты выделяли не слишком большие, а порой аховые. Вот герои разных историй и «донашивали» наряды за своими старшими «братьями» и «сестрами», т. е. героями лент, которым повезло появиться на экранах раньше.
Хотя, к примеру, в «Огарева, 6» 1980 г. от режиссера Бориса Григорьева уверяли, что настоящих мастеров в костюмерном деле было раз-два и обчелся. Причем на всю страну. Мол, засветились несколько человек в Москве, парочка – в Ленинграде, по одному – в Калининграде и Сибири…
Но, думается, это было художественное преувеличение по сюжету.
Безусловно, такая «дележка» вещами постоянно происходит в кино всех стран. Но мы тут рассмотрим конкретно фильмы СССР не как примеры маленьких бюджетов, а как яркие образцы самого любимого кино. Ведь когда что-то очень любишь – начинаешь смаковать каждую деталь.
Уточню: некоторые почему-то упорно понимают под «смешным» ехидную насмешку, в то время как «смешной» – это еще и вызывающий добрую (!) улыбку, что мы в данном посте и имеем в виду.
1. Иван Грозный: от великого до смешного… и обратно
Вы не обращали внимание на то, насколько богатыми были костюмы героев комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Оказывается, эта качественная историческая одежда вместе с некоторым историческим же реквизитом досталась актерам «по наследству» от съемок фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна 1940-х–1950-х гг.
Комедия же Гайдая вышла на экраны в 1973 г., и к тому времени зрители должны были подзабыть – в чем там ходили персонажи уже давнего исторического фильма.
В целом настолько разными были жанры обеих картин, что их общая одежда не бросалась в глаза. К тому же, Эйзенштейн снимал еще черно-белое кино, а Гайдай – уже цветное.
2. «Уносят… три белых коня», или Мобильная тройка на Абдулове
Новогодняя комедия Константина Бромберга 1982 г. «Чародеи», помимо прочего, запомнилась искрометными шутками. И среди цитат этого фильма СССР была фразочка из песни «главное – чтобы костюмчик сидел».
Так вот костюмчик, который пытались сшить герою Александра Абдулова магистры социалистической магии, пару лет до этого на советских экранах уже встречался. Причем на том же самом актере – точнее, на его герое: Евгении Волкове, стильном реставраторе из музея. И было это в советском кино Игоря Усова 1980 г. «Сицилианская защита».
Видимо, настолько на «Ленфильме» впечатлились импозантностью Абдулова в данной тройке (брюки-жилет-пиджак) с черной рубашкой, что решили образ на экранах повторить.
3. Испанская жилетка… хорошо, что не испанский сапожок
В нашей стране любили экранизировать классику. Чаще всего «доставалось» историям, где действие разворачивалось во Франции и в Испании.
А вот особого бюджета под то, чтоб каждый раз сооружать новые аутентичные декорации и шить новые национальные костюмы, не было. Поэтому приходилось делиться.
Так, из одной испанской истории в другую испанскую историю «ловким движением руки» костюмеров перекочевала мужская жилетка песочного оттенка:
в 1977 г. в ней щеголял персонаж Армена Джигарханяна – Тристан в музыкальной комедии «Собака на сене»;
в 1980 г. эпизодический герой в еще одном классическом сюжете – «Благочестивая Марта» – хоть на несколько мгновений, но появлялся в ней же. Причем на сей раз одежда, так сказать, повысила свой социальный статус – если Тристан из экранизации Лопе де Веги был слугой, то танцевавший на улице в этой жилетке герой комедии Тирсо де Молины был дворянином.
Видимо, некоторая одежда, как хорошее вино, с годами лишь прибавляет в качестве…
А если серьезно, то режиссер в обоих фильмах был один – Ян Фрид, очевидно, ему понравился такой стиль, и он решил его повторить.
4. «Царям за вредность надо молоко бесплатно давать»
Приведенную в данном подзаголовке цитату из комедии Гайдая можно отнести к царям – героям других фильмов. К примеру, порой этим бедолагам приходилось донашивать даже короны друг за другом.
Так произошло, допустим, с королями из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и из кино Леонид Квинихидзе «31 июня».
Заметим, что аксессуар у венценосных особ был самым простеньким. И все равно его решили перетащить из фильма в фильм. Обе картины были сняты в 1978 г., и короны устареть/выйти из срока годности не успели…
Впрочем, «меня терзают смутные подозрения», что, если как следует покопаться, можно найти массу героинь советских кино – разнообразных принцесс, золушек, снегурочек, снежных и прочих королев, – у которых не только как особая примета «во лбу звезда горит», но и появляется одна и та же общая корона.
5. «Жил на свете рыцарь бедный»
К слову об уже названных фильмах «Иван Васильевич меняет профессию» и «31 июня». Были там и другие заимствования. Так, Жорж Милославский, убегая от погони в Древней Руси, прятался в доспехах, которые носили рыцари в сказочном Перадоре.
Только в Датском королевстве было «всё гнило». А в кино-Руси и кино-Перадоре это было не признаком бедности, но творческим заимствованием.
Тем более, что, признаемся честно, его никто не заметил. Ну, почти – кроме любителей засматривать любимые советские фильмы «до дыр». 🙂
6. «Служебное» платье
Конечно же, все помнят, сколь разительно преобразилась «Прокофия Людмиловна» в комедии Эльдара Рязанова 1977 г. «Служебный роман». И всего-то для этого понадобилось, что встретиться с сослуживцем…
…и еще взять «напрокат» платье у героини картины «Экипаж», снятой год назад Александром Миттой. Правда, оно там мелькало всего лишь в эпизоде, и слишком примелькаться не успело.
Ну, а уже вечерний наряд Калугиной перешел «по наследству» героине более поздней комедии Владимира Меньшова 1996 г. «Ширли-мырли».
Правда, в «Ширли-мырли» убрали полоску на горле и розочку справа от разреза. Видимо, чтоб слишком в глаза не бросались…
Словом, наряды послужили свое!
7. Переходящее знамя, т. е. платье
Еще одно платье можно было увидеть в двух разных фильмах.
Сначала оно было подготовлено для героини кино Владимира Басова 1972 г. «Опасный поворот». Там данный наряд обновила Антонина Шуранова, трудившаяся в издательстве.
Но данную картину немногие запомнили. Поэтому смело можно было пользоваться тем, «что осталось».
И вот в 1976 г. граждане СССР начали длящуюся до сих пор традицию каждый год 31 декабря ходить в баню смотреть советскую комедию Рязанова «Ирония судьбы…», героиня которой на протяжении двух серий появлялась в светло-коричневом платье.
Этот «прикид» Нади из Ленинграда стал одним из самых узнаваемых. Сколько женщин подражали ей! Сколько актрис и даже актеров КВН пародировали ее! А платье само, оказывается, уже было заимствовано (разве что поясок заменили).
Что ж, это только осетрина, если верить Воланду, не бывает первой и прочей свежести. А платье вполне может быть и второй свежести, и в новом подъеме, и в творческом ренессансе, и в 45 – в стадии «ягодка опять» вместе со своей хозяйкой…