В Советском Союзе умели производить отличные автомобили — я с этим не спорю. В том числе такие шедевры, что шли на экспорт по всему миру, поставлялись даже на рынки западных капстран.
Однако нередко наш автопром тогда выдавал на-гора и, мягко скажем, реально неудачные образцы самобеглых колясок. В том числе, из-за пресловутой гонки планка и треклятого дефицита.
Увы, в условиях господства советской социалистической экономики такие крайне малопривлекательные автомобили могли выпускаться десятилетиями. Однако водители вынуждены были на таких шедеврах ездить — других авто в более-менее свободном доступе просто не имелось.
Итак, вот вашему вниманию 6 особо неудачных автомобилей родом из Советского Союза и нашей молодости.
ЕрАЗ
Сей чудо-автомобиль, грузовой микроавтобус на базе РАФика производили в Армении — на Ереванском автозаводе. Причем в нескольких модификациях.
Сходил с конвейера ЕрАз почти три с лишним десятилетия: с 1966-го по начало 2000-х, когда собственно само предприятие приказало долго жить.
Технически устаревший еще на момент начала серийного производства ЕрАЗ отличался кошмарнейшим качеством сборки. Умудрялся ломаться сразу после выезда за заводские ворота.
ЕрАз славился отвратительным обзором и ужасным комфортом для водителя — тут даже спинка водительского сидения не регулировалась и не откидывалась. А этот знаменитый «ватный» руль, кто ездил, тот не забудет!
У ЕрАза ужасно ревел стоявший практически в салоне движок, рычаг переключения скоростей колол шоферу бок. При этом ремонтировать двигатель в салоне было крайне трудно, а вытаскивать его для капитального ремонта — вообще нереально. Короче: будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса…
Однако ЕрАз все равно находил своего потребителя — других массовых грузовых микроавтобусов просто не имелось. Хотя в нашем антирейтинге автомобиль этот считается худшим из произведённых в СССР.
«Колхида»
Еще один горе-автомобиль с Кавказа — детище Кутаисского автозавода. Седельный тягач КАЗ-608, что производился более двадцати лет: с 1967-го по 1989 гг.
«Колхида» отличалась ужасным качеством сборки, весьма слабой тягой. Уже сразу по получению шофера загоняли КАЗ-608 на яму — хотя б все гайки подкрутить.
«Колхидой» было крайне трудно рулить — особенно на бездорожье или скользкой трассе. Часто выходили из строя тормоза, делая езду на этом грузовике опасной. Жесткое сидение и маленькое лобовое стекло, плохая шумоизоляция, превращали жизнь водителя в лютый кошмар А из-за низкокачественных уплотнителей шофера могло банально продуть.
«Колхида» едва ли могла пробегать по дорогам более пяти лет, не развалившись. Неудивительно, что на нее в автоколоннах обычно сажали наиболее накосячивших водил. Как тогда шутили: Колхида — слезы водителей, страшнее волка, тигра, рыси, автомобиль из Кутаиси 🙂
«Ока»
Один из последних, если не последний автомобиль, что был запущен в производство в СССР. Настоящая маленькая капсула смерти, бешеная табуретка что могла буквально рассыпаться при столкновении с другой машиной.
«Ока», надо отдать ей должное, умудрилась пережить даже лихие 1990-е: годно продавалась в силу крайней дешевизны. Плюс, несмотря на слабый движок, неплохо годилась для тесноты городов.
СМЗ С-3Д
Она же просто «инвалидка». Да, этот автомобиль помог многим людям, оставшимся инвалидами после войны.
Однако тут имелся целый список грехов, которых явно недостойны были прошедшие Великую Отечественную доблестные ветераны. Например, почти не грела печка. Простейшее водительское кресло толком не амортизировало. Движок силою всего в 12 лошадок едва тащил полутонный автомобиль. Едва заводился на холоде, ужасно чадил и беспощадно тарахтел во всю Ивановскую.
Машинка с трудом разгонялась хотя б до чисто символических 50 км/ч. Очень быстро ржавела и часто ломалась. Это я, друзья мои, еще про рубленый дизайн не говорю, который напоминал то ли помятый мусорный бак, то ли старый сливной бачок…
Впрочем, инвалидка все равно в СССР стала дефицитом, несмотря на выпуск в почти 200 тысяч штук. Ждать в собесах очереди на продукцию Серпуховского завода ветеранам приходилось годами.
Заз-968
Эта приснопамятная легенда нашего советского автопрома серийно производилась с 1971-го и по 1994-го. Вошла во все возможные анекдоты о советских автомобилях.
Длительный список конструктивных приколов любого «Запора» перечислять можно часами. Например, достаточно вспомнить тут же печку, что зимой едва грела салон, а летом, напротив, превращала автомобиль в жаркую душегубку. А эти неудобные низкие кресла, салон, где уши коленками вынужденно прикрывать приходится… Человек ростом в 180 сантиметров тут просто упирался головой в потолок.
А ведь этого чебурашку даже рекламировали и на экспорт отправлять пытались 🙂
— Автомобиль плохо заводился и часто глох. Его находившийся сзади мотор страшно ревел, словно водитель готовился совершить полет прямо к сияющим вершинам коммунизма. Потому приближавший «Запорожец» слышно было за версту. Хотя не спорю: для многих автолюбителей 1980-х годов этот автомобиль стал первым в жизни, приятной ностальгией об ушедшей юности.
ЛуАЗ
Автомобиль родом из Луцка отличался полным отсутствием комфорта в аскетичном, продуваемым всеми ветрами тентованном салоне. Славился слабым двигателем, едва разгонявшим машину до 60 километров в час. Крайне непросто было отыскать на него и запчасти.
Впрочем, ЛуАЗ предпочитали под свои нехитрые нужды охотники да рыбаки. А этим суровым брутальным ребятам комфорт и скорость всегда до фени-пени был: если что, могут и в обнимку с бурым мишкой посреди леса спать.
Тоже, кстати, на экспорт отправляли
Москвич 2141
Довольно дорогой автомобиль, что в позднем СССР стоял классом выше Жигулей. Правда, в силу инженерной недоработанности и крайней «сырости» обладал целым букетом серьезных недостатков.
Плюс славился проблемами при сборке, вздувающимся пластиком салона, быстро ржавеющим кузовом, недолговечной подвеской, проблемами со сцеплением. Отличался крайне посредственной динамикой и неудачной конструкцией, по велению сверху позаимствованной у французского Simca-1308.