Кристофер Пламмер
Гэндальф в трилогии «Властелин колец» (2001–2003)
Кристофер Пламмер оставил после себя впечатляющее творческое наследие: от музыкальной классики «Звуки музыки» до современных детективов вроде «Достать ножи». При такой насыщенной карьере не избежать ролей, от которых пришлось отказаться. Но одна из них особенно его беспокоила.
В интервью на шоу Конана актёр признался, что жалеет об отказе сыграть Гэндальфа в трилогии Питера Джексона. Хотя Пламмер любил книги Толкина, съёмки, рассчитанные на 13 месяцев, казались ему слишком изматывающими. В итоге роль досталась Иэну Маккеллену — и принесла ему номинацию на «Оскар». Пламмер признал: Маккеллен сыграл потрясающе, но чувство сожаления не отпускает. «Ненавижу все это», — пошутил он в эфире, восхищаясь талантом коллеги.
Итог: решил, что год съёмок слишком тяжёл, а в итоге уступил роль, ставшую визитной карточкой Иэна Маккеллена.
Эдди Мёрфи
Эдди Валиант в фильме «Кто подставил кролика Роджера» (1988)
Эдди Мёрфи — один из главных комедийных актёров Голливуда 80-х. Фильмы вроде «Поездка в Америку» и «Полицейский из Беверли-Хиллз» сделали его суперзвездой. Но он мог бы сыграть и в ещё одном знаковом проекте — нестандартной комедии «Кто подставил кролика Роджера», где его изначально рассматривали на главную роль.
Мёрфи отказался. Причина — скепсис. Он не поверил в идею совмещения живых актёров и анимации. Спустя годы он признал в интервью IndieWire, что это единственный случай, когда он отклонил проект, ставший абсолютным хитом. «Анимация с людьми? Какая-то чепуха, — вспоминал он. — Теперь каждый раз, когда вижу этот фильм, чувствую себя глупцом».
Итог: не поверил в гибрид анимации и живых актёров, потеряв единственный крупный хит конца 80‑х вне своего амплуа.
Мадонна
Тринити в фильме «Матрица» (1999)
В 80-х и 90-х Мадонна была не только музыкальной иконой, но и актрисой, которая регулярно пробовала себя на экране. И хотя её фильмография получилась неоднозначной, ситуация могла сложиться иначе. Одной из упущенных возможностей стала роль Тринити в Матрице.
В беседе с Far Out Magazine Мадонна рассказала, что отклонила предложение и по сей день сожалеет об этом: «Я отказалась от роли в Матрице, можете поверить? Это же один из лучших фильмов всех времён». В том же интервью она призналась, что отказалась и от роли Женщины-кошки в Бэтмен возвращается, которую в итоге сделала культовой Мишель Пфайффер.
Итог: отвергла предложение Вачовски и лишилась шанса закрепиться в кино ролью, ставшей культовой для целого поколения.
Дензел Вашингтон
Дэвид Миллс в фильме «Семь» (1995)
Триллер Семь Дэвида Финчера стал одним из самых мрачных и атмосферных фильмов 90-х. Дуэт Моргана Фримана и Брэда Питта оживил сюжет, который до сих пор вызывает мурашки. Но изначально Миллса должен был сыграть Дензел Вашингтон.
В то время он стремительно набирал популярность, но отказался от роли. По его словам, сценарий показался слишком жестоким, а сам он сомневался из-за неопытности режиссёра. Позже, на кинофестивале в Торонто в 2014 году, Вашингтон признался, что ошибся и недооценил сценарий. Хотя он отметил, что Питт справился отлично и, возможно, именно он и должен был сыграть Миллса.
Итог: посчитал сценарий «Семи» излишне мрачным, а режиссёра — неопытным; фильм превратился в классику триллера без него.
Мэтт Деймон
Джейк Салли в фильме «Аватар» (2009)
Каждому актёру рано или поздно приходится от чего-то отказываться. Но мало кто отказался от роли с потенциальным гонораром в 250 миллионов долларов. Именно столько мог бы заработать Мэтт Деймон, если бы согласился сыграть Джейка Салли в Аватаре Джеймса Кэмерона.
В интервью ET в 2023 году он с самоиронией назвал это «самым глупым поступком за всю историю актёрской профессии». Помимо самой роли, Деймон отказался и от 10% прибыли от кассовых сборов. Всё из-за того, что уже был задействован в третьем фильме о Джейсоне Борне и не мог полностью посвятить себя новому проекту. Кэмерон впоследствии заявлял, что по-прежнему хочет поработать с Деймоном, но вряд ли вернётся к прежним условиям контракта.
Итог: выбрал очередного Борна и упустил долю в кассовых сборах «Аватара», которая сделала бы его самым высокооплачиваемым актёром десятилетия.
Уилл Смит
Нео в фильме «Матрица» (1999)
Ещё одна история, связанная с Матрицей. Уилл Смит — один из первых, кому предложили роль Нео. Но он не поверил в проект. Сложный сюжет, визуальные концепции — всё это казалось ему слишком странным и непонятным. Вместо этого он снялся в Диком, диком Западе, провальном вестерне с элементами стимпанка.
Позже, в интервью LADbible, Смит признал: если бы мог вернуться назад, он бы сказал себе: «Чувак, не снимайся в Диком Западе. Бери Нео». Он добавил, что, возможно, на тот момент ещё не был готов к такой роли — и что Киану Ривз идеально подошёл на её место.
Итог: предпочёл «Дикий, дикий Запад» и потерял роль, которая превратила Киану Ривза в мировую суперзвезду научной фантастики.
Джош Хартнетт
Брюс Уэйн в фильме «Бэтмен: Начало» (2005)
В начале 2000-х Джош Хартнетт считался одной из самых перспективных молодых звёзд. Его имя фигурировало в списке претендентов на роль Бэтмена в перезапуске от Кристофера Нолана. Но актёр отказался. Он не хотел попасть в ловушку типажей и решил взять паузу от Голливуда.
Позже, в интервью The Guardian, он признал, что это решение стоило ему слишком многих возможностей. Некоторые режиссёры перестали предлагать ему роли вовсе. Тем не менее, судьба всё же свела его с Ноланом — спустя годы Хартнетт получил роль в Оппенгеймере (2023), одном из самых успешных проектов режиссёра.
Итог: отказался от Бэтмена, избегая типизации, и лишился долгосрочной франшизы; к режиссёру Нолану вернулся лишь спустя восемнадцать лет.