В идеальном мире актерские «Оскары» вручали бы в соответствии с регламентом самой Американской Киноакадемии, выбирая победителем того, кто сыграл лучше остальных в конкретной пятерке. Но ведь случается, что абсолютно все пять претендентов продемонстрировали одинаково высокий уровень. Или какой-нибудь пожилой академик проспал все спецпоказы, традиционно устраиваемые студиями в поддержку своих выдвиженцев, а любезно присланные ему диски с фильмами, где снялись номинанты, просто потерял. Другой же академик внезапно вспомнит, что, вообще-то, вот с этим вот кандидатом они лучшие друзья – и рука сама тянется к нужной графе.
Так что человеческий фактор при награждении «Оскарами» еще как возможен. И порой складывается впечатление, что за некоторых звезд часть голосов отдают не потому, что те продемонстрировали действительно лучший перфоманс в своей пятерке, а потому что, ну, они давно заслужили выйти на сцену за заветной золотой статуэткой и произнести очень трогательную (или очень скучную) речь. И вот кому, по ощущениям, дали актерский «Оскар» в большей степени за выслугу лет, нежели за ту роль, за которую их номинировали.
Леонардо ДиКаприо
Шутка про Лео и «Оскар» казалась вечной, но многие действительно с нетерпением ждали, когда же Киноакадемия оценит по достоинству таланты звезды. Вот только когда он с пятой попытки выиграл, наконец, вожделенную награду за лучший мужской лидинг, немало киноманов в итоге были разочарованы.
Хотя физически и эмоционально для роли оказавшегося из-за предательства в экстремальных условиях и жаждущего мести охотника Хью Гласса в «Выжившем» (2015) ДиКаприо выложился, как говорится, на двести процентов, некоторые сочли, что исполнение актера не дотягивает до его лучших работ – более тонких и вдумчивых, а не нацеленных в большей степени на внешний эффект.
Роберт Дауни мл.
Траектория карьеры Роберта достойна полноценного байопика. Пройдя путь от многообещающего «золотого мальчика» Голливуда до мутного завсегдатая криминальной хроники, лазающего в чужие дома через форточки, он нашел в себе силы признать свои проблемы и измениться – в первую очередь, благодаря встрече с настоящей любовью, которая стала его будущей женой. Дауни не просто вернулся в обойму, а помог запустить одну из величайших кинофраншиз в истории, уйдя из нее (возможно, временно) на пике всеобщей любви и признания.
Звездный актер очень хорошо сыграл в «Оппенгеймере» (2023) самоуверенного и скользкого чиновника Льюиса Штрауса, стремящегося стать министром торговли. Хотя местами от персонажа по-прежнему немного отдавало Тони Старком, это была крепкая работа, но… не «оскаровского» уровня. Вероятно, будь у персонажа больше экранного времени, Роберт смог бы лучше его раскрыть. Однако золотую статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана он все же получил.
Аль Пачино
Легенда Голливуда шесть раз приходил за премией Киноакадемии и всегда перед ним выставляли издевательскую табличку: «Извините, «Оскаров» для вас сегодня нет, пробуйте через год». А приходил он, на секундочку, с «Крестным отцом» (дважды!), «Серпико», «Собачьим полднем» и т.д. Аль дошел даже до того, что смог за один год получить сразу две номинации – за главную и за второплановую роли – что большая редкость. И, к счастью, в одной из категорий – «Лучший актер» – он оказался триумфатором.
Играя лишившегося зрения и стимула к жизни отставного полковника Фрэнка Слэйда в «Запахе женщины» (1992), Пачино показал высочайшее мастерство. Он не только выглядел и действовал, как незрячий человек, но и убедительно изобразил внутреннюю травму своего героя. Это очень сильная роль, только кажется, что в тот год кто-то просто забыл выставить злополучную табличку, и Аль в любом случае выиграл бы. Да и картина в целом, будучи довольно прямолинейным и предсказуемым роуд-муви, все-таки несколько уступает в качестве многим другим предыдущим проектам звезды.
Гари Олдман
До триумфа на «Оскаре» за образ британского премьер-министра Уинстона Черчилля, стоящего на пороге страшных событий и делающего решающий шаг, у Гари было всего одна номинация. Впрочем, по всей видимости, Киноакадемия просто не замечала английского лицедея, исполнявшего роли «оскаровского» калибра преимущественно у себя на родине или в американском инди и арт-хаусе, обычно остающимся за бортом главных премий.
Однако «Темные времена» (2017), хоть и создавались в Британии, имели широкий прокат в США и явственно относились к тем лентам, которые обычно делают «под «Оскар»». Такие духоподъемные истории по значимым реальным событиям редко остаются без внимания киноакадемиков, и это был отличный повод дать уже Олдману «Оскар» за лучший мужской лидинг. Увы, за тоннами сложного грима профессионализм и талант Гари были заметны меньше, чем обычно. Да и свою роль, как того требовали сценарий и режиссер, актер подавал без тех полутонов, на которые обычно способен.
Джефф Бриджес
За свою карьеру Джефф воплотил на большом и малом экранах множество замечательных и изрядное количество прямо-таки выдающихся образов. Но, пожалуй, лишь фанаты помнят героя «Сумасшедшего сердца» (2009) – уставшего, разбитого кантри-певца Бэда Блейка, переживающего непростые времена. И вряд ли многие поклонники назовут эту роль актера своей любимой. Тем не менее, именно за нее Бриджес получил «Оскар» за лучший мужской лидинг, что выглядело как поощрение за выслугу лет.
Нет, Джефф со своей обычной самоотдачей и искренностью выполнил стоявшую перед ним актерскую задачу. Просто Бэд меркнет даже на фоне тех персонажей, за которых звезду номинировали раньше, не говоря уже о том, что роль Чувака академики вообще проигнорировали. А особенно обидно то, что всего через год после «Сумасшедшего сердца» Бриджес выдал фееричный перфоманс в «Железной хватке» и получил номинацию. Увы, одного актера практически никогда не награждают два года подряд (исключений из этой тенденции всего пять).
Брендан Фрейзер
В конце девяностых — начале нулевых Брендан был одной из самых перспективных голливудских звезд. Веселый и обаятельный актер с добрыми глазами казался кем-то вроде нового Харрисона Форда, а участие не только в приключенческом и комедийном кино, где он очень классно смотрелся, но и в нескольких драмах, давали шанс и на нового Майкла Дугласа.
К сожалению, личные и профессиональные проблемы надолго поставили на карьере Фрейзера крест. Отлично, что он смог пережить это и вновь начал работать в Голливуде. Вот только роль страдающего ожирением Чарли, пытающегося восстановить отношения с давно брошенной им дочерью, принесла ему «Оскар» только в малой степени за исполнение, а в основном лишь за вдохновляющий камбек. «Кит» (2022), благодаря которому дома у Брендана красуется «Оскар» за лучший мужской лидинг, вряд ли останется в истории кинематографа, но кейс актера может стать примером для всех не опускать руки и преодолевать невзгоды.
Ке Хюи Куан
В 2023 году вообще все актерские «Оскары» давали не столько за творчество, сколько по принципу «давно пора» (Мишель Йео и Джейми Ли Кертис) либо за воодушевляющее возвращение (Брендан Фрейзер и Ке Хюи Куан), что тоже, в общем-то, можно считать выслугой лет.
Карьера Куана проделала кульбит не менее крутой, чем у Фрейзера или Дауни мл. Исполнив свою самую первую роль в 12 лет в «Индиане Джонсе и Храме судьбы» и блеснув в эталонном подростковом кино «Балбесы», он почти на 40 лет практически исчез из поля зрения, чтобы триумфально вернуться, сыграв мужа главной героини, Вэймонда Ванга, в нескольких реальностях во «Всё везде и сразу» (2022) и выиграть «Оскар» за лучший мужской саппорт. Может быть, история забавного и милого парня, долгое время невостребованного в профессии из-за малого количества ролей для актеров азиатского происхождения, вдохновит молодежь и заставить поверить, что нет ничего невозможного, если усердно работать. Вот только к искусству это уже не имеет никакого отношения.