Вот вы не смотрите сериал «Арнольд», который вышел недавно на платформе Netflix, а зря – в этом документальном проекте рассказывают много интересного. А главное – видеогигант очень удачно распорядился временем, шоу демонстрируется в дни, когда свои юбилейные даты отмечают «Красная жара» (ей исполнилось 35!) и «Последний киногерой» (ему стукнуло 30!). О комедийном боевике Джона Мактирнана мне сегодня и хочется с вами коротко поговорить в свете той информации, что открыли Арнольд и «Арнольд».
Путь Железного Арни к славе был сложен и тернист, но тем слаще было упоение достигнутыми успехом и славой. Австрийский культурист прошел десятки этапов состязаний, выиграл множество титулов, долгое время обивал пороги киностудий и наконец получил главную роль в фэнтези-боевике «Конан-варвар», сделавшей его главной звездой 1980-х. Крутизна проектов, в которых снимался Шварценеггер, к началу 1990-х взлетела до небес – «Терминатор 2: Судный день» стал пиковым достижением в карьере актера, эту его работу с воодушевлением приняли и зрители, и критики. Но восшествие на вершину означает лишь одно – дальше дорога может быть только вниз.
Впрочем, тогда, в 1993-м никто не знал, что лифт с Арнольдом закрывает двери, чтобы двигаться вниз. Шварценеггера в свой новый проект пригласили его старые знакомые, с которыми он познакомился еще на «Хищнике» – режиссер Джон Мактирнан и сценарист Шейн Блэк. Они приготовили масштабное приключение в формате того, что сейчас принято называть «мультивселенными» – юный герой картины попадает в мир кино, где знакомится со своим любимым актером, который вроде и не актер даже, а настоящий последний герой боевика. Его, разумеется, должен сыграть Арнольд Шварценеггер. Впечатляющий замах обернулся ударом на копейку, точнее на 137 миллионов кассовых сборов, не покрывших расходы, и весьма прохладными оценками публики.
В «Арнольде» Арнольд вспоминает, какой силы удар нанес ему этот провал: «Я не могу передать, насколько меня это расстроило. Я был подавлен, абсолютно разбит, испытывал неловкость от каждого чужого взгляда«. Забавным воспоминанием о том времени поделился Джеймс Кэмерон, превративший Шварца в Терминатора: «Я позвонил ему, и был удивлен тому, насколько Арнольд потрясен неудачей – его голос звучал так, словно он только что рыдал в подушку и до сих пор утирает слезы. Я спросил, что он собирается делать, и Арни ответил – хочу просто побыть один какое-то время. Это был единственный раз, когда я слышал, как Шварценеггер выругался«. Актер тогда заперся дома на целую неделю. «Никого не хотел видеть и ничего не хотел обсуждать. Нужные слова для меня нашла только теща – она сказала, что у меня нет другого пути, кроме как продолжать двигаться вперед. Я подумал, и решил, да, это единственно верный путь«.
Но давайте оставим в стороне переживания Арни и посмотрим, а так ли уж плох был «Последний киногерой». Заслуживал ли фильм кассового провала и низких оценок. По-моему, нет. Сценарий строился на достаточно изящной оригинальной идее – юный герой картины воплощал в жизнь мечты многих из нас – он попадал внутрь киновселенной своего любимого персонажа. При этом кино не только будоражило красочными декорациями, многочисленными пасхалками и камео, но и имело смысловую нагрузку – 10-летний Дэнни раскрывает Джеку Слейтеру глаза на то, как в Голливуде всё устроено, и объясняет, что последнего киногероя просто эксплуатируют на потеху публике.
Не ахти какая глубина, однако эта конструкция вполне имела право на существование и наверняка выстрелила бы, если бы не одно обстоятельство. Читатели этого канала уже наверняка догадались о чем речь. Ровно неделю назад мы отмечали здесь еще одно 30-летие – да, ровно на неделю раньше в 1993 году в прокат вышел «Парк юрского периода». И увы, с динозаврами тогда конкурировать было бесполезно – лента Спилберга не просто не оставила шансов соседям, она стала самой кассовой картиной в истории на тот момент. Какой уж там Шварценеггер…
Впрочем, хоть «Последний киногерой» и был обречен в прокате, на носителях и в кабельных сетях фильм ждал большой успех – настолько крупный, что картине не стыдно будет добавить приставку «культовая». Мета-концепт, самоуничижительная ирония, черный юмор, высмеивающий не только жанр боевика, но и самого Шварценеггера, а с ним и весь Голливуд, впоследствии были оценены аудиторией достаточно высоко. Что ни говори, а ничего подобного не было снято ни до, ни после «Киногероя».
Провал в прокате больно щелкнул могучую кинозвезду по носу, но не уничтожил желание Арнольда сниматься. После «Последнего киногероя» Шварценеггер сыграл в нескольких неплохих картинах, и хотя пик остался в 1992-м, актер с теплотой вспоминает дни, проведенные на площадке Джона Мактирнана. В 2019-м Арни даже заявил в интервью, что не будет против вернуться к образу Джека Слейтера в «Последнем киногерое 2». (Слава Богу) Пока эта идея не сдвинулась дальше устного анонса от стареющей звезды, и наверное, подвижек здесь ждать не стоит. В принципе, оригинального фильма достаточно и для того, чтобы увидеть все грани таланта Шварца, и познакомиться с «лихими голливудскими 90-ми», и просто получить удовольствие от легкого незатейливого экшена.