Почему вдруг? Потому что это волшебная картина. Для каждого – по-своему, поэтому не буду разбрасываться восторженными эпитетами и чувствами. В одном, полагаю, мы все сойдёмся: это один из первых советских импрессионистских фильмов, в котором атмосфера является главным смыслом, отодвигая сюжет на второй план.
В следующем году фильму исполняется 60 лет. За это время он оброс гигантским количеством легенд. И чтобы заинтересовать вас посмотреть его ещё раз я отобрал из них самые интересные факты. А местами и легенды 🙂
1. Начинающий сценарист Геннадий Шпаликов заинтересовал начинающего режиссёра Георгия Данелию одной-единственной сценой: дождь, девушка, велосипедист с зонтиком. На тот момент больше никаких идей у него не было. Однако сила этой сцены оказалась настолько велика, что воплотилась в один из лучших и знаковых советских фильмов 60-х годов.
2. Кстати, в этой сцене снимались три девушки. Как говорил Данелия: «две блондинки и журналистка». В первый день снимали общий план с первой, но на следующий день она по каким-то причинам не смогла и поэтому во ВГИКе срочно нашли похожую и с ней сняли уже крупный план. Однако и она была вынуждена покинуть съёмочную площадку из-за экзамена. Доснятые позднее босые ноги принадлежат корреспондентке «Известий», которая терпеливо ждала возможности взять интервью у режиссёра.
3. Почти никто из съёмочной бригады и актёрского состава не был в курсе, что эпизодическую роль женщины с зонтом исполнит тогда уже знаменитая «Дездемона» Ирина Скобцева. Её появление на площадке вызвало бурю эмоций у юного Никиты Михалкова и ещё больше удивления, когда он узнал цель этого появления.
4. Внешний облик женщины с зонтом оказался одним из самых дорогостоящих в бюджете картины: костюм из искусственной ткани (вставочка из жоржета или шифона) обошёлся в 34 руб., драпированная шляпка из белого капрона – 1 руб., перчатки — 4 руб. 50 к., белые туфли — 25 руб.
5. А вот ещё интересные сведения о стоимости различного реквизита в кадре: поливочная машина — 240 руб. на 20 дней, снятие и восстановление афиш на фасаде кинотеатра «Колизей» — 60 руб., вертолёт – 700 руб. (2 дня, 5 часов по 70 руб.час), билеты в Зеленый театр на кубинский ансамбль для съемки объекта «Летний театр в парке» — 20 билетов по 2 руб. 50 к., состав метро на одну ночь — 70 руб., хлебные крошки – 200 г. по 10 к. («обоснование – клюют голуби»).
6. Выбор профессии Кольки не случаен. Отец Георгия Данелии всю жизнь проработал в Московском Метрострое. Кстати, подземные сцены снимались в перегоне между м.Университет и м.Проспект Вернадского.
7. Кафе напротив дома Кольки – декорации «Мосфильма». Когда их демонтировали по окончании съёмок проходящие мимо прохожие бурчали: «и так в Москве негде поесть, оставьте кафе!».
8. Евгений Стеблов попал на роль случайно. По окончании первого курса Театрального училища имени Щукина он с приятелями слонялся по коридорам «Мосфильма» с хитрым планом вписаться на съёмки. Они как бы случайно, но с тайной надеждой открывали двери какой-нибудь киногруппы и неловко бормотали «Ой, извините, я, кажется, не туда попал…». Однажды он попал туда.
9. На роль Кольки худсовет сначала одобрил Виталия Соломина. Однако Геннадий Шпаликов, который тогда дружил с Андреем Кончаловским, предложил его младшего брата Никиту Михалкова.
10. Через 5 дней съёмок Никита ультимативно потребовал поднять себе зарплату с 8 рублей в день до 25. А это, на минуточку, был тариф молодой звезды (больше, 40-50 рублей, получали только настоящие звёзды). Данелия на шантаж не поддался и попросил заменить актёра. Тогда Никита признался, что его «научил» этому трюку Андрей. Ох уж эти «братские» шутки 🙂
11. Данелия был известен тем, что выходил из зала через 10 минут, если ему не нравился фильм. На Каннском фестивале 1964 г., кроме своей работы он смог досмотреть до конца только французский «Шербурские зонтики» и японский «Женщина в песках». Первый взял главный приз, второй – специальный приз, а «Я шагаю по Москве» получил почётное упоминание за оригинальную режиссуру.
12. Сцены в ГУМе снимались по помощи обманного манёвра, чтобы отвлечь толпы зевак: принесли запасную камеру и в дальнем углу магазина инсценировали съемку. Таким образом нужная площадка мгновенно пустела и можно было работать перед камерой, скрытой от посторонних глаз на втором этаже. Люди не замечали, что идет съёмка, они не замечали, что были ее участниками, и вели себя как обычно.
13. Сцены фильма снимались вразнобой. Однако Евгения Стеблова постригли под ноль в самом начале. Практически во всех «волосатых» сценах зритель видит актёра в парике.
14. Для «лысых» сцен Стеблова снова и снова, раз в три дня, ровняли под ноль определённым номером машинки. Обычно это происходило рано утром перед началом съёмок. Чтобы немного больше поспать и не приезжать на съёмки ни свет ни заря актёр договорился, что он будет проводить процедуру вечером в близлежащей парикмахерской. Через несколько итераций в этой близлежащей парикмахерской стали сомневаться в адекватности странного посетителя, принимая за городского сумасшедшего.
15. Никита Михалков тоже считал Евгения Стеблова немного сумасшедшим. А Евгений Стеблов считал Никиту Михалкова немного пижоном.
16. Для сцены «преследования» гражданина Ролана Быкова в парке сняли девять дублей. При этом Георгий Данелия считал их всех гениальными. Но Быков каждый раз хотел переснять с другим «привкусом»: «а давайте теперь как будто он принял 150 грамм», «а теперь пиджак не надет, а он несёт, держа», «а сейчас он оглянулся, испугался, но девушка ему понравилась». После девятого дубля Данелия предложил Быкову самому оплатить плёнку.
17. Худсовет требовал у Данелии и Шпаликова «больше смысла» и требовал эпизод, который бы «уточнял смысл». Как они ни пытались добавить этого смысла – всё получалась скукотища, тоска и несуразица. Фильм-то атмосферный! Через несколько дней они собрались дома у Шпаликова встречать жену и дочку из роддома. К их приезду подготовились – вымыли подъезд, квартиру и это навело на идею сцены с подкованным «писателем-полотёром», размышляющем о смысле. Как такой сценарный ход пропустили на худсовете мне неведомо. Пишут, что сделали вид, что не поняли. Но на самом деле, наверное, хохотали до ночи 🙂
18. На съёмках комедийной сцены в парке от актёров требовалось «смеяться весело, отчаянно, до слёз», но всё никак не получалось. Тогда Георгий Данелия, чтобы приободрить кадры встал на четвереньки и быстро, боком, очень комично пополз к кустам. Что он показывал – неизвестно, но актёры смеялись до упаду и сцена удалась на славу.
19. После выхода «Я шагаю по Москве» начали выпускать открытки с фотографиями актёров, исполнявших главные роли. Евгений Стеблов получил письмо от зрительницы из Грузии, которая писала: «Почему вы так пристально смотрите на меня, когда я раздеваюсь?» 🙂
20. Слова для главной (одноимённой) песни фильма родились внезапно. Снималась сцена «Засыпают памятники» у памятника Маяковскому, ждали правильного вечернего режима. Утром выдали зарплату. На площадке появляется весёлый Шпаликов, который уже распечатал зарплату 🙂 А песни ещё нет, а она нужна уже вчера и давно. Данелия требует, Шпаликов думает и… выдаёт первый куплет. Делают первый дубль – он выдаёт второй. И так ещё и ещё раз. Эх, быстро закончился «вечерний режим»!
20.1. В оригинальном шпаликовском тексте песни последний куплет звучал так: «Над лодкой белый парус распущу, пока не знаю где». Худсовет увидел в этом запах эмиграции и попросил переделать. Получилось «Пока не знаю с кем». Почему-то к этому варианту у худсовета вопросов не было.
21. Последний раз Данелия встретился со Шпаликовым в октябре 1974 г., незадолго до трагической смерти сценариста. Они выпили, потом ещё выпили и ещё… В конце этой сумбурной встречи Шпаликов предложил придумать новый фильм: идут два парня, увидели чешую от воблы. Пошли по следу, зашли во двор — а там пиво и воблу с лотка продают. Именно так начиналась его сценарная заявка на короткометражный фильм из 1961 г., из которой потом вырос «Я шагаю по Москве».
22. Бюджет Сметная стоимость фильма – 270 тыс.руб., метраж – 2500 м. плёнки, срок производства – 9 месяцев. По результатам сэкономили почти 17 тыс.руб и сдали картину на 3 месяца раньше. Сколько фильм принёс (и до сих пор приносит) в прокате – мне неизвестно, но подозреваю, современные голливудские блокбастеры по уровню возврата инвестиций нервно курят в сторонке. Только в 1964 г. «Я шагаю по Москве» посмотрело 20 миллионов зрителей.