1. «Звёздные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар» (1980)
Пятый эпизод оригинальной трилогии Джорджа Лукаса моментально изменил тональность всей франшизы: в отличие от достаточно лёгкого и «быстрого» четвёртого эпизода, «Империя наносит ответный удар» ушла в больший масштаб. От злодеев на сей раз чувствовалась угроза, зритель понимал, что Империя при желании сможет уничтожить всю Галактику, а добил фанатов ошеломляющий (уж тем более для тех лет) сюжетный твист с родством Люка Скайуокера и Дарта Вейдера. И каким вышла история — такой вышла и концовка: открытой и достаточно грустной. Хана Соло похитил и увёз с собой в неизвестном направлении Джабба Хатт (невзирая на то, что в начале шестого эпизода главные герои магическим образом обнаружили местоположение пленённого Соло), Люк потерял правую руку и узнал страшную правду о своём фамильном наследии, а Империя продолжила наращивать усилия для порабощения Галактики. Не слишком радужный конец для фильма подобного жанра, согласитесь
2. «Бегущий по лезвию» (1982)
Оригинальный «Блэйд Раннер» за соавторством Ридли Скотта открыл для Голливуда новый поджанр в фантастике: антиутопию с нотками киберпанка и философичным сценарным нарративом. Авторы взяли всё самое лучшее из романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и убедительно перенесли выдуманный мир Филипа К. Дика на большие экраны, вдобавок, расширив сюжетные арки у главных героев и завершив историю на достаточно плачевной ноте: Рой Батти, по сути главный антагонист фильма, открывает в финале ленты «человеческую натуру», произнеся перед гибелью великолепный и уже культовый в кинематографе монолог, а Рик Декард и Рэйчел уехали в Канаду с полной неизвестностью будущего («Я не знаю, сколько мы пробудем вместе. Но и никто не знает»). В переиздании ленты 1990-х годов концовку изменили на менее «радужную»: там Декард и Рэйчел точно так же уходили в полную неизвестность, подальше от прошлой жизни. А в сиквеле «Бегущего» Дени Вильнёв косвенно подтвердил, что Рик перенёс смерть своей возлюбленной и остался в добровольном изгнании посреди руин Лас-Вегаса
3. «Терминатор 2: Судный день» (1993)
Один из величайших и культовых блокбастеров в истории кинематографа, второй «Терминатор» Джеймса Кэмерона закончился чем-то вроде небольшого хэппи-енда, но с нотками очень сильной неизведанности: даже если исключив невероятно трогательную жертву Т-800, Сара и Джон Конноры остались под вопросом: удалось ли им предотвратить назревающий Судный день? Да, персонажи, вроде бы как, уничтожили главного «посланника» «Скайнета» из будущего, отменив отсчёт приближающегося ядерного апокалипсиса, но действительно ли это так (если не учитывать альтернативный финал с бабушкой Сарой Коннор)? Подумать над этим вопросом Кэмерон предложил уже каждому зрителю индивидуально, а во многих сиквелах (несмотря на их отвратительное качество, нельзя забывать, что-то по-прежнему канон для оригинальной истории), как в тех же «Тёмных судьбах», авторы подтвердили, что герои не низвергли угрозу Судного дня в глубокие пучины, а просто отсрочили её до определённого момента
4. «Мементо» (2000)
Вся прелесть первого «большого» фильма Кристофера Нолана заключается в его великолепной нелинейной структурной композиции: лента идёт буквально задом-наперёд, показывая произошедшие в начале фильма только в его концовке. И даже тут Нолан не дал ответы большинству своих зрителей: мнения большинства разделились. Кто-то до сих пор считает убийцей жены Леонардо самого главного героя, а кто-то — Тэдди, детектива, который помогал Лео на протяжении всей истории картины. Действительно ли Лео в конце тронулся умом и убил ни в чём не повинного человека из-за собственных видений сложившегося, или Тэдди и был настоящим убийцей и насильником? Не думаю, что финал «Мементо» в любом из обоих перечисленных случаев можно назвать хэппи-ендом, ведь сам Лео не избавился от своей редкой формы амнезии, что в будущем может принести герою многие проблемы
5. «Американский психопат» (2000)
Внезапно ставший популярным только в этом году, культовый для большинства синефилов криминальный триллер с блестящим актёрским перформансом Кристиана Бэйла изначально поставил зрителей в тупик: о чём на самом деле эта лента? О безумном садисте и психопате без определённой мотивации, или о несправедливости общества и капитализма, медленно пожирающего каждую свою жертву? Концовка заставила многих посмотревших подумать над данным вопросом: совершал ли Патрик Бейтман все свои кровавые деяния в реальности, и не было ли это плодом его больных фантазий, появившихся из-за гнета и порицания того самого общества? Достаточно жизненно, не находите?
6. «Властелин колец: Две крепости» (2002)
Масштабный эпос Питера Джексона, в котором авторы продемонстрировали зрителям возможно одну из лучших экшен-баталий в истории мирового кинематографа — битву за Изенгард. Но на одной битве дело не закончилось: это была лишь огромная подводка к грядущей войне между светом и тьмой, которая произойдёт уже в «Возвращении Короля». Гэндальф в конце ленты говорит, что решающая битва за судьбу Средиземья только ждёт героев впереди, в то время, как Фродо и Сэм, сами того не зная, медленно подступают к смертельной ловушке, уготованной им Голлумом. Фактически, «Две твердыни» можно назвать этаким предпоследним эпизодом масштабного дорогого большого сериала, в воздухе истории которого витает атмосфера неизведанности и опасения за что-то ужасное. Абсолютно все персонажи оказываются в оковах смертельной опасной будущей битвы
7. «Тёмный рыцарь» (2008)
Маститый Кристофер Нолан снова удивил своих поклонников нестандартным подходом к определённому поджанру в фантастике: после головокружительного твиста в «Престиже», режиссёр создал достаточно плачевную концовку в «Тёмном рыцаре» — одном из самых неординарных кинокомиксе всех времён и народов. Вся ирония истории ленты изначально заключалась в том, что главный герой так и не смог победить главного злодея, по крайней мере психологически. Он принял свою натуру и философию противника, решив в финале уйти в добровольное изгнание на почве непреднамеренного убийства Харви Дента. Город лишился своего защитника: и произошло это вовсе не из-за Джокера, а из-за мнения общественных масс. Мы сами убиваем героев, которых же и создаём
8. «Начало» (2010)
И снова Кристофер Нолан, а заодно и победитель в списках на тему «лучших открытых концовок в истории кинематографа». И ведь отдавать золото данной картине есть за что: финал «Начала» закручен настолько, насколько и полный сценарий всего фильма. Казалось бы, Кобб успешно выполнил свою миссию, добившись возвращения домой ради встречи с детьми. Если бы не одно большое но: волчок. Тот самый тотем, индивидуальный для каждого «агента», с помощью которого можно определить, во сне или в реальности ты находишься на данный момент. И этот самый волчок, который Кобб оставил крутиться на столе, так и не успел упасть, в то время, когда режиссёр врубил финальные титры. Нолан не ответил на вопрос нахождения героя в выдуманном мире даже спустя тринадцать лет: по его словам, это не имеет никакого значения. Главный герой всё-таки встретился со своими детьми, и для него не имеет разницы, реальность это или же выдумка. Особенно если это выдумка, о которой он так и не догадался
9. «Чёрный лебедь» (2010)
Магнум опус Даррена Аронофски вобрал в себя лучшие качества фильмов на тематику диссоциативного психического расстройства и желания достичь высшего результата (позже об этом ещё лучше расскажет великолепная «Одержимость» Дэмьена Шазелла): главная героиня, Нина, долгое время контактировала с Лили, прежде чем концовка раскрыла зрителям шокирующую правду: Лили — воображение Нины, её полный антипод и воплощение всех её отрицательных качеств в борьбе за доминантность и первое место. В самой концовке Нина в предсмертных издыханиях говорит, что постигла совершенство, однако на этот моменте фильм резко обрывается. Да, скорее всего главная героиня погибла от собственноручно нанесённых ножевых ранений, однако многие зрители по-прежнему продолжают трактовать финал по-своему, забыв о главном лейтмотиве Арронофски, заложенным в сценарий ленты: совершенство доводит до безумия…
10. «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1» (2010)
Как и в случае с сиквелом «Властелина колец», первая часть «Даров Смерти» — лишь большой пролог к масштабным будущим событиям во вселенной «Гарри Поттера», а в концовке авторы максимально накаляют ситуацию: Волан-де-Морт всё-таки обнаруживает заветную Бузинную палочку, с помощью которой антагонист планирует уничтожить Хогвартс и захватить весь мир, полностью подчинив его себе. Главные герои же, по сути дела, остаются у разбитого корыта: они только что потеряли лучшего друга, и при этом не могут помочь остальным, ввиду своего отчаянного положения и ведущейся на них охоты со стороны мракоборцев. Авторы заканчивают ленту буквально на самом интересном месте, полностью подготовив фанатов к грандиозной схватке за будущее и Хогвартса, и всего волшебного мира
11. «Стыд» (2011)
Главная сексуальная одиссея современности, которая наглядно показала все проблемы испорченного общественным мнением мужчины: Брэндон, в исполнении потрясающего Майкла Фассбендера (возможно лучшая его роль), полностью закольцевал свою жизнь, всё, что имеет для него смысл — это секс, мастурбация и порнографический контент. В начале ленты в метро мы видим женщину, которая явно заинтересована в Брэндоне (заинтересована в нечто большем, чем просто в сексе), однако сам главный герой игнорирует незнакомку и выходит из вагона. Но в самой концовке зрителей снова возвращают к этой сцене: после всех разочарований главного героя, его взгляд в сторону незнакомой девушки кажется более одобрительным. Но смог ли главный герой побороть свою «испорченную» натуру? Познакомился ли он с той девушкой? Эти вопросы авторы уже оставляют на помысел своего зрителя
12. «Пленницы» (2013)
Магнум опус Дени Вильнёва, который вывел жанр авторского кино на новый уровень: режиссёр смог привлечь к большому экрану как любителей настоящего цельного артхауса, так и массовых зрителей. И, как это обычно и бывает в подобных лентах, финал «Пленниц» сложно назвать полноценным хэппи-ендом: да, детектив Локи смог найти похищенных девочек и вернуть их домой к родителям, но обстоят ли дела лучше с главным героем фильма, отчаявшимся отцом Келлером Довером? В финале ленты он привлекает внимание Локи, благодаря оставленному ему свистку дочери (великолепное чеховское ружьё), но даже если предположить, что Локи сможет найти и вытащить Довера из выкопанной под машиной ямы, насколько вероятны шансы того, что Келлер после этого не попадёт за решётку? Он на протяжении долгого времени мучил, избивал и издевался над ни в чём не повинным отсталым парнишкой, считая его похитителем своей дочери. Изначально это было простым недопониманием, которое в итоге привело чуть ли не к трагедии. Посадят ли Довера? Решать уже зрителю
13. «Жизнь Пи» (2013)
Приключенческая визуально шедевральная драма Энга Ли в первую очередь привлекла зрителей к экрану невероятно сочной и практически идеальной технической частью (вспомнить хоть ту же сцену с ночными китами, от которой можно покрыться мурашками даже при сотом пересмотре), однако многие положили болт на достаточно философичную и запутанную историю, которую каждый может трактовать по-своему: с кем на самом деле путешествовал на лодке Пи? Были ли это люди или животные? Пи так и не отвечает на этот вопрос в больнице, предоставляя судовладельцам затонувшего корабля (читай, зрителям) выбор более понравившейся им истории. А может никого на лодке изначально не было, и Пи дрейфовал в одиночестве, в то время, как животные просто олицетворяли желания и психические расстройства сходящего с ума в изоляции парня? Кто знает
14. «Исчезнувшая» (2014)
В этой ленте Дэвид Финчер вернулся к корням, представив очередной нелинейный запутанный детективный триллер, только в более современной обёртке и с более актуальными для современной публики бытовыми проблемами. Изначально нам кажется, что Эми, «пропавшая» жена Ника, точно получит по заслугам в концовке: как никак, она собственноручно убила человека (при том не простого, а своего бывшего парня), и точно должна была где-то да просчитаться. Однако в финале не было ни задержаний, ни сильных расспросов со стороны полиции: девушку просто отпустили на все четыре стороны, выставив и её, и Ника настоящими героями, преодолевшими супружеские проблемы подобным тяжёлым способом. И это самое признание может обернуться для главного героя полной катастрофой: он остался наедине с настоящим монстром в виде обезумевшей жены, и не может просто так от неё уйти, ввиду её недавней беременности. Либо счастливая жизнь за пределами родного города, но с неодобрением общественности, либо превращение жизни в полный ад, с одобрения публики. Что бы вы выбрали на месте Николаса?
15. «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013)
Подобно второму «Властелину колец», сиквел «Хоббита» тоже не заканчивается на радужной ноте. Мягко скажем. Да, Питер Джексон и команда сценаристов снова закинули в ленту многие намёки на будущую масштабную битву за судьбу Средиземья прямо возле порога Одинокой горы, казалось бы, события уже предрешены, и ленту можно заканчивать на убийстве Смауга. Но в самой концовке огнедышащий дракон вырывается из «золотых» оковов гнома, отправившись уничтожать ближайший к горе рыбацкий посёлок — Озёрный город. Герои нарушили обещание, данное жителям городка, и теперь ничего не могут с этим сделать. Им остаётся только наблюдать. Потрясающий финал, законченный на самом интересном месте
16. «Бёрдмэн» (2014)
Настоящая реалистичная ода медленно сходящего с ума вышедшего в тираж актёра, который решает триумфально вернуться на большую сцену с полюбившимся зрителям образом — крылатого супергероя Бёрдмэна. Однако достаточно трагичная и грустная сюжетная арка Риггана Томаса приводит его к неудачному самоубийству на сцене: именно им он планировал завершить как свою долгую многолетнюю карьеру, так и жизнь в принципе (достаточно символично). Но главный герой всё-таки выживает, проснувшись в концовке в больнице. Казалось бы, ленту можно завершить на этой ноте, если бы не счастливая улыбка и взгляд в окно дочери Риггана, Сэм: не обнаружив своего отца на больничной койке, она буквально начинает смеяться, увидев какой-то образ вне стен больницы. Так что это было? Иллюзия? Метафора на «взлёт» её отца? Или Ригган действительно смог полететь, прямо как Бёрдмэн?
17. «Лобстер» (2015)
Гениальный антиутопический артхаус Йоргоса Лантимоса, рассказывающий о мире, в котором люди превращаются властями имущими в животных, в наказание за отсутствие партнёра. Главный герой, Дэвид, всю ленту пытается противостоять своему поверхностному эго и понять: умеет он по-настоящему любить, или же нет. У персонажа остаётся совсем немного времени до того момента, пока его не превратят в лобстера. И в конце, чтобы сойтись с Близорукой женщиной (в которую герой, скорее всего, влюбился) хоть в чём-то, Дэвид заходит в туалет и планирует себя ослепить, не понимая, что сходства с партнёром могут быть психологическими, а не физическими. Ослепил ли себя Дэвид, в надежде на избежание наказания со стороны властей и счастливую жизнь с любящей его девушкой, или же догадался до истины? Не ответит уже никто, кроме зрителя
18. «Живое» (2017)
Отдающий дань уважения ещё самому первому «Чужому» Ридли Скотта, фантастический хоррор «Живое» возможно не удивит зрителей каким-то крышесносящим сюжетом или потрясающим визуалом (у него достаточно базовый и прямолинейный сценарий), однако от чего у вас точно отвиснет челюсть, так это от невероятно напряжённого финала: Дэвид решает пожертвовать собой, собственноручно отправив капсулу с Кэлвином, прожорливым инопланетянином, в открытый космос, чтобы опасный пришелец не попал на Землю, а Миранду отправить на Землю уже в другой капсуле. Но из-за непредвиденных обстоятельств и поломок корабля именно шаттл с Мирандой улетает далеко в открытый космос (логично предположить, что там же девушка и погибнет, но уже за кадром), а Дэвид с Кэлвином приземляются около берегов Тихого океана. Недоумевающие рыбаки уже готовятся открывать капсулу, несмотря на крики и просьбы Дэвида не делать этого, и на этом моменте лента резко обрывается. Что теперь будет с Землёй? Смогут ли люди одолеть Кэлвина? Увы, ответы на эти вопросы мы уже никогда не получим
19. «Мстители: Война бесконечности» (2018)
Ну и куда же мы без старой-доброй киновселенной Marvel: а именно без тех времён, когда громадная кассовая франшиза Кевина Файги ещё хоть как-то старалась держаться на плаву. «Война бесконечности» — огромный магнум опус целого жанра, который перевернул всю супергероику вверх тормашками: главные герои в конце в кои-то веки проиграли главному злодею. При том проиграли с громким всхлюпом: Танос успел щёлкнуть полностью собранной Перчаткой, убив половину населения вселенной, прежде чем телепортироваться в неизвестное для героев место. Мстители потеряли большинство своих друзей, любимых и родных. А грустнее всего то, что вернуть их герои смогут только через пять лет. Так что, фактически, «Война бесконечности» закончилась хэппи-ендом только для самого Таноса: его миссия была успешно выполнена
20. «Апгрейд» (2018)
Снятый всего за пару миллионов долларов фантастический триллер про слияние человека и искусственного интеллекта раскрыл эту тематику в разы лучше и убедительнее, чем большинство дорогих массовых блокбастеров от каких-либо крупных студий: даже несмотря на все заверения Стема, в конце концов искусственно вселённый в Грэя разум предаёт главного героя, заперев того в счастливых воспоминаниях, где Грэй встречает свою жену спустя столько времени после её смерти. Да, для главного героя это можно назвать неким хэппи-ендом, однако в реальности контроль над разумом Грэя полностью перехватил вышедший из-под контроля Стем, который одним махом застрелил детектива Кортез и пошёл сеять по городу хаос. Напряжённее, чем любой масштабный блокбастер, не находите?