Рассматривая витрины магазинов сотовой связи сложно представить, что еще 10—15 лет назад стеклянные полочки пестрели таким разнообразием мобильных устройств всевозможных цветов, форм и расцветок, которое никогда уже не повторится и останется лишь на фотографиях, на страницах старых журналов и в нашей памяти.
Нулевые стали золотой эрой мобильных устройств, временем смелых экспериментов, невероятного дизайна, временем поиска идеального образца мобильного телефона. Десятки компаний выпускали на рынок тысячи устройств, непохожих друг на друга и на конкурентов. Отличие и уникальность — основные маркетинговые уловки той эпохи. Это сейчас малейшее новшество в дизайне или функциональности мгновенно копируется другими производителями. Все телефоны одинаковые — черные кирпичики на стеклянной витрине, отличающиеся только ценой. Но витрины в нулевые (особенно в 2004—2008 годах) были настоящей россыпью разноцветной мишуры. Повторять чужое считалось признаком дурного тона. Каждый производитель искал свой путь и создавал телефоны, ставшие в последствии легендами.
Путешествуя по воспоминаниям от 2000 до 2009 года, можно вспомнить как менялся рынок мобильных устройств, а с ним и ассортимент магазинов сотовой связи. 2000 год и три последующих за ним года можно назвать эпохой монохрома. Мобильные устройства свободно продаются, но все еще не стали общедоступными, хотя уже выбились из разряда элитарных устройств. Покупателей смущает цена и очень дорогие услуги связи. Тарифы в то время дали близко не стояли по удобству и стоимости к современным. Но о них позже.
Итак, телефоны перестали быть предметом роскоши и существенно потеряли в размерах. Теперь это были не кирпичи в килограмм весом, и выдвижных телескопических антенн в них тоже больше не было. Телефон стал устройством, способным помещаться в карман, а для его покупки больше не требовалось продать, например, машину. Телефоны имели маленькие монохромные экраны, могли звонить и писать СМС. Некоторые имели календарь и будильник, и даже заметки. Вот, собственно, и весь функционал телефонов того времени. Но и это казалось чудом. Телефон хотели все и уже достаточное количество людей могли позволить себе его купить, чтобы помимо салонов связи их продажу могли взять на себя сетевые магазины. В 2000 года на рынок выходит телефон, который является легендой и сейчас, спустя 20 лет, и даже пережил реинкарнацию под тем же названием — Nokia 3310. Эти модели продавали десятками миллионов. Зеленый экран, простейшее меню, управляемое тремя кнопками, скудный функционал, зато невероятная прочность корпуса, объемная батарея, дешевизна и пара игр — этого было достаточно, чтобы сделать телефон самым популярным в мире, а копанию одним из абсолютных лидеров на рынке мобильных телефонов. Одной из приятных функция был голосовой набор. Работал безупречно, но совершенно исчез в последующих моделях.
В противовес самому продаваемому телефону извечный конкурент Nokia компания Siemens выпускает модель А35, которую, по крайней мере в нашей стране, можно вполне назвать народным телефоном. Стоимость 2000 рублей — а это меньше, чем одна средняя зарплата, надежная и качественная сборка, удобный анатомический дизайн, созданный специально под ладонь. В нем не было даже будильника, не говоря уже о календаре, но он пользовался невероятной популярностью. Та же зеленая подсветка, маленький экран и несколько строчек текста.
К слову, подсветка — одна из немногих фишек, которыми мог удивить и заманить производитель. Основная масса телефонов выпускалась с зелеными экранами, однако Samsung (тогда он еще не был лидером на рынке) предложил телефон с ярко-синей подсветкой, Siemens с желтой. Sony выпустила телефон с меняющейся подсветкой. Да, цвет экрана — то, чем можно было удивить и похвастать в начале нулевых. Совсем скоро дизайнеры уже берутся за корпуса и создают сменные панели. Телефоны преображаются, покупка панели становится чем-то вроде покупки забавного чехла на смартфон сейчас.
Продолжается ожесточенная борьба Siemens и Nokia за лидерство на рынке. Эти гиганты были настолько велики и влиятельны, что сейчас с большой натяжкой можно привести аналогию с соперничеством Apple и Samsung. Покупатели зачастую клялись верности фирме и брали следующие модели у того же производителя. Так появились верные сторонники и фанаты Siemens и Nokia. В 2000 это много значило для обладателя телефона.
Siemens заваливает прилавки сотней доступных моделей. Я помню их все и сейчас. Немного раздутые корпуса, разнообразные подсветки дисплея (в основном янтарные, желтые и синие), неторопливое меню с контрастными черными шрифтами, постоянно предлагающее подождать. По функциям компания обгоняла конкурентов. До странной философии «это вам не нужно» еще семь лет, и производитель пока считает, что покупателю нужно все. Особенно игры, ради которых иногда и выбирается та или иная модель. Компания первой усмотрела в телефоне устройство, призванное хранить информацию, особенно полезную в работе, и наличие заметок, календарей, планировщиков, конвертеров, калькулятора, расширенной адресной книги стало для телефонов Siemens привычным делом.
В 2001 году Siemens выпускает телефон, который становится настоящей революцией — Siemens SL45. Невероятная популярность телефона создаёт огромные фан-сообщества. Даже сейчас, спустя 19 лет, телефон все еще пользуется популярностью и является действительно культовым аппаратом. Что предложил производитель в этом телефоне? Как я уже говорил выше, компания видела в телефонах устройства для аккумулирования информации. SL45 имел очень продвинутую по тем временам адресную книгу — настоящую базу данных, имел встроенный диктофон, инфракрасный порт, поддерживал приложения java и, самое главное, имел встроенную карту памяти, позволяющую использовать телефон как медиаустройство. SL45 поддерживал воспроизведение мр3 файлов. Да, памяти было всего 32 мегабайта, но и это казалось чудом. Так возник телефон, совместивший в себе функции бизнес-аппарата и музыкального плеера.
В 2002 году происходит знаковое событие. Тогда абсолютно неприметная на рынке мобильных устройств компания Sony объединяется со шведской компанией Ericsson, чтобы выпустить первое устройство, которое положит конец монохромному периоду в истории мобильных устройств — Sony Ericsson T68i. Да, в нем были все технологии конкурентов, доступные к тому времени, даже редкий для телефонов Bluetooth. Но главное — телефон имел цветной экран. Впоследствии концерн Sony Ericsson становится третьим крупным игроком на рынке мобильных устройств, быстро набрав армию поклонников. Основной упор компания делает на красоту устройств и функциональность. И сейчас можно найти людей, испытывающих огромное чувство ностальгии по устройствам этой компании.
К середине нулевых производители начинают играть с форм-факторами, создавая все более и более причудливые трубки. Появляются слайдеры (как закрывающие экраном клавиатуру, так и наоборот), раскладушки, телефоны с поворотным механизмом, телефоны, не очень-то похожие на телефоны (вспомним nokia 7380, больше похожий на губную помаду или n-gage — телефон-консоль). Каждый производитель старался обойти конкурента в уникальности дизайна. Появились выдвижные экраны, вращающиеся экраны, телефоны-«пудреницы», телефоны-«лепестки» и раскладные телефоны-коммуникаторы. Особенным шиком считалась сделать неклассическую клавиатуру. Тут обошла всех компания Nokia, представив на выбор круглые, разделенные экраном, скошенные спаренные клавиатуры. Особо следует сказать о 7610 (2004 года) с нестандартной, слегка вытянутой клавиатурой, к которой привыкнуть было непросто. Однако телефон пользовался такой популярностью, что компания выпускала дополнительные партии и другие модели со схожим дизайном. Но по-настоящему удивительным и легендарным в плане необычности клавиатуры стал первый и последний смартфон компании Siemens — модель SX1 (прямой конкурент модели Nokia 6600). Компания сделала то, что не рискнул повторить ни один из производителей телефонов (за исключением, пожалуй, Nokia 7600, но там была совершенно иная концепция корпуса) — кнопки были расположены сверху вниз вдоль экрана с двух сторон. Не смотря на смелось дизайна, аппарат не стал провальным. Напротив, он занял свое место в пантеоне культовых телефонов 2000-х годов, рядом с моделью SL45.
Выбор телефонов, как я уже упоминал, сводился в середине 2000-х к выбору между Nokia, Siemens и экзотикой. Никто не считал Самсунг или подобных ему производителей серьезным конкурентам гигантам индустрии. И все же более мелкие компании могли удивить. Например, южнокорейская компания Pantech, выпустившая в свое время огромное количество ярких, функциональных и смелых в своем дизайне телефонов. Телефон Pantech, к примеру, GB300 создавал впечатление того телефона, который хочется купить, а его начинка не обманывала ожиданий. То же можно сказать о телефонах Samsung C100 — яркие красивые и тонкие телефоны с 16-голосной полифонией, которая так ценилась покупателями за громкость и красоту звучания. Проиграть любимую песню прямо с телефона тогда еще было чудом, а полифония и форматы midi и mmf позволяли это делать на приемлемом уровне. Поддержка мр3 все еще была диковинкой.
К середине 2000-х покупатель выбирал телефон по:
1. производителю,
2. полифонии,
3 яркости экрана.
И в этом компания Siemens понемногу начинала проигрывать. Ее телефоны все еще имели раздутые корпуса, а экраны были далеки от ярких и насыщенных цветами OLED-дисплеев от Самсунг. Последним писком компании стала модель М55, имевшая яркую расцветку, возможность апдейта (перепрошивка позволяла освободить целый мегабайт памяти) и запоминающийся дизайн, но покупатель уже смотрел на конкурентные аппараты из Южной Кореи с анимированными картинками и необычным меню.
К слову, о меню. Стандартные полоски текста остались в начале десятилетия, уступив место новому стандарту — иконкам 3:3 или 3:4. Это было удобнее, чем запоминать расположение каталогов и подкаталогов в строчках меню. Иконки начального экрана были группами программ (офис, мультимедиа, приложения, игры и т.д.), а за ними следовали собственно иконки самих программ. Удобство нового формата построения меню было воспринято большинством производителей, хотя некоторые и сохраняли самобытность, но все же предлагали модели с новой организацией меню.
Незаметно на рынок телефонов просочилась компания Моторола, к слову, одна из первых производителей мобильных телефонов в мире. На родине в США в то время компания занимала примерно такое же положение, как сейчас Apple, но делила рынок с крупнейшим в мире производителем бизнес-телефонов канадской компанией RIM, производившей Blackberry. Трех удачных шагов компании хватило, чтобы покорить рынок и если не стать таким сверхгигантом европейских продаж как Nokia или Siemens, то по крайней мере стать с ними на один пьедестал.
В 2003 году компания выпускает телефон С350. Телефон мгновенно становится популярным. Не смотря на сложное (как у всех телефонов компании) меню, он доступен по цене, красив по дизайну и предлагает покупателю широкий набор функций. Да, маленький экран и отсутствие камеры не позволили модели завоевать рынок, но знакомство с компанией прошло успешно. Следующая более удачная модель С650 становится хитом продаж. Тут уже и большой экран, и камера, позволяющая делать неплохие снимки (намного лучше, чем у конкурентов от Сименс), 24-голосная полифония и поддержка мр3. Годом позже происходит настоящий прорыв. Выходит модель Е398 — модель, созданная для меломанов, но получившая очень широкое распространение. Двойные динамики с сабвуферами и яркой подсветкой задавали качество звучание, которое на тот момент не предлагала ни одна компания. Это был настоящий бумбокс в кармане, с качественным звучанием и малыми размерами.
Но было у модели и другое хорошее качество, благодаря которому она оставалась популярной почти 10 лет — открытая файловая система. Аппарат подлежал невероятной по глубине кастомизации. Было выпущено десятки альтернативных прошивок, дающих новые и открывающих ранее скрытые функции. Простая операция с прошивальщиком давала возможность снимать видео (недоступная по умолчанию функция), открывала диктофон и новые пункты меню. Дополнительные копания в прошивке переназначали кнопки, позволяли заменять стандартные системные надписи (на моем е398 вместо «зарядите батарею» долгое время было написано «керосин закончился»). Но и этим апгрейд не заканчивался. Умельцы впаивали в корпус радио, меняли подсветку клавиатуры со стандартной белой на более цветные, перепаивали джек на стандартные наушники. В телефон устанавливали альтернативные загрузчики, корелеты (целые наборы полезных программ в одном приложении) с противоугонными системами. Для счастливого обладателя модели он становился настоящим конструктором с безграничными возможностями. При этом, заметьте, телефон не был смартфоном. Сейчас уже сложно представить, что кто-то будет заниматься апгрейдом обычной трубки, но в те времена этот процесс казался настоящим соревнованием по прокачке гаджета. Целые форумы (крупнейшим из которых был Мотофан) содержали целые архивы знаний по расширению функционала устройства. Ни один телефон до и ни один после не имел даже приблизительно такого же потенциала для любительского совершенствования.
В 2004 году компания выпускает модель Motorola RAZR V3. К тому времени рынок не был переполнен телефонами, обладающими статусом «имиджевый». Была модель 8800 от Нокиа со стальным корпусом, были телефоны Vertu, но о них отдельный разговор. Телефоны эти стоили недешево, предлагали небольшой функционал и красивый дизайн. Модель Motorola RAZR V3 обладала всеми качествами имиджевой модели и при этом была вполне доступна по цене. Тонкая красивая раскладушка с большим ярким экраном и набором функций, соответствующим 2004 году (хотя многие и были урезаны, так как по велению моды имиджевая модель не могла быль очень функциональной) мгновенно завоевала рынок. До появления iPhone это был единственный телефон, имевший такую невероятную популярность и в тоже время остающийся имиджевым. Журнал Forbes относит его «к самым культовым сотовым телефонам мира».
Забавно, но именно Motorola первой сделала маркетинговый ход, который спустя четыре года провернула компания Apple. После того, как модели RAZR V3 были раскуплены, компания выпускает более функциональные, но неотличимые по дизайну RAZR V3i, а затем RAZR V3х. Разумеется, обладатель более ранней модели хочет такой же телефон, но с поддержкой карт памяти и улучшенной камерой. И более чем успешные продажи возобновляются.
Середина 2000-х становится переломной для производителей мобильных телефонов. Два сверхгиганта совершают ошибки, которые стоили им места на пьедестале. Но катастрофа для компаний Нокиа и Сименс произошла не сразу. В 2005 году Сименс еще на пике успеха. Молодежь обожает их телефоны C65 и CX65 — относительно дешевые и очень функциональные, а бизнесмены вполне довольны своими М65 и S65, но сама компания уже находится на грани финансового краха. Как бы не обидно звучало для преданных фанатов бренда, что их телефоны «тугодумы» с обилием «глюков», но это было правдой. Программное обеспечение телефонов Сименс оставляло желать лучшего, даже в моделях бизнес-класса. Сырые прошивки, с которыми поставлялись телефоны, приводили к частым системным сбоям, в результате чего компания официально разрешила владельцам перепрошивать свои устройства самостоятельно. Игра с дизайном и форм-факторами не спасает ситуацию. На фоне быстрого и надежного программного обеспечения конкурентов, телефоны Сименс выглядят бледно. Постоянные задержки в меню начинают раздражать уже на этапе тестирования телефона до его покупки.
Другой проблемой были экраны. В то время как южнокорейские модели светятся с витрин яркими и насыщенными дисплеями OLED, Siemens штампует телефоны с устаревшей технологией STN. Небольшое количество моделей оснащаются более совершенными TFT, но это скорее исключение. Темные зернистые экраны с тусклой подсветкой отпугивают покупателя. Исключением становится только упомянутый выше SX1, но и тут подвело устаревшее программное обеспечение.
Компания не спешит оснащать устройства картами памяти и хорошими камерами. 11 мегабайт и 1.3 мегапикселя — максимум, на который мог рассчитывать средний покупатель. Как-то исправлять ситуацию компания не спешила, что заставило постепенно отвернуться от нее даже самых преданных фанатов.
Но первым шагом к катастрофе для компании Сименс была концепция, которая появилась слишком рано, опередив время на пять лет — «это вам не нужно». Сейчас обладатели продукции Apple радуются исчезновению какой-нибудь функции в телефоне, поскольку руководство решило, что «это пользователю не нужно», но для 2003 года это был слишком смелый шаг. Siemens открывает дочернюю компанию Xelibri и под этим брендом пытается превратить свои телефоны в нечто имиджевое — телефоны не для всех.
Вообще концепция того, что телефон должен только звонить была довольно популярна в начале нулевых. Мало кто считал, что телефоны должны стать универсальными устройствами. Считалось, что основной функции им вполне достаточно. «Мобильник тоже был новый, непривычный. В нем имелись какие-то игры, встроенный плеер, диктофон и прочая, совершенно ненужная в телефоне ерунда» (С. Лукьяненко «Сумеречный Дозор»).
Да, нулевые сделали мобильные телефоны общедоступными, но все же существовал целый класс устройств, которые были исключительно элитарными. Я уже упоминал о имиджевой раскладушке Motorola RAZR V3, ставшей мировым событием. Но только ей телефоны высшего класса не ограничивались. C 1998 года компания Нокиа имела дочернее подразделение Vertu, выпускающее телефоны уровня предметов роскоши. Тут и корпус из платины или белого золота (из стали в более дешевых моделях), и сапфировое стекло, и рингтоны, написанные симфоническим оркестром специально для телефона, рубиновые механизмы в клавиатуре, ручная сборка, кожа и настоящие болты в сборке и даже сервис с личным секретарем. Цена за такое удовольствие — тысячи и десятки тысяч евро. При этом никакими особыми функциями телефоны не обладали и кроме безупречного качества и имиджевости похвастать им было нечем. Хотя некоторые покупатели были готовы расстаться с квартирой, чтобы купить себе подобный телефон.
Даже сама Нокиа была не против выпустить пару моделей премиум-класса — те же 8800 и 8810. Стальные корпуса и высокая цена в сочетании с безупречным дизайном.
Xelibri же предлагала несколько иное. Никакого золота и платины, никаких рубинов и сапфиров. «80 процентов функций телефона никогда не используется», а значит не нужны покупателю. Ставка была сделана исключительно на дизайн при полном отсутствии инноваций и минимальном наборе функций. На прилавках появились устройства, словно взятые из реквизита съемок фантастических фильмов: овальной и конической формы, совершенно абстрактной формы, телефоны-кулоны и телефоны-брелки, телефоны в форме пудреницы, телефоны-аксессуары. На них был бы спрос, если бы не два крупных минуса: высокая цена и отсутствие необходимых функций. Сравним два телефона премиум-класса того времени — Хelibri 4 и Motorola RAZR V3. Оба аппарата дорогие и по состоянию на год выпуска не обладают всеми техническими характеристиками, какие есть у конкурентов. Но обладатель телефона от Моторола получает большой цветной экран и второй дополнительный, камеру, хоть и невысокого разрешения, Bluetooth, поддержку MMS, выход в интернет, поддержку Java и игры. За те же деньги Хelibri 4 предоставляет только монохромный экран низкого разрешения, СМС и звонки.
Конечно, политика дочерней компании Сименс была другой. Они предлагали целые модельные коллекции телефонов для выхода в свет. По их замыслу у покупателя должно быть несколько телефонов, так же как он имеет несколько платьев, туфель, очков, костюмов и галстуков на все случаи жизни. Это был один из самых смелых экспериментов нулевых в сфере мобильных гаджетов. Если бы он прошел успешно, телефонная индустрия могла бы быть совсем другой: телефон для бассейна, для вечеринки, для вечера в ресторане, для спортзала, коктейльный телефон; телефон к костюму, к туфлям, к шляпе, к платью, к часам; телефон для радости, для меланхолии, для мечтательного или игривого настроения. Но на этой развилке история телефонов повернула в сторону универсальности и функционала. Эксперимент провалился. Покупатель хотел один функциональный, универсальный и при этом красивый телефон.
Но и за пределами экспериментальных линеек производитель предлагал довольно смелые дизайнерские решения. На витринах стоят телефоны форм-фактора Stick в виде палочек, иногда даже без физической клавиатуры, раскладушки с поворотным механизмом, превращающиеся в подобие видеокамер, форм-фактора rotate в котором экран не откидывался, ка у раскладушек, а поворачивался в сторону и вверх (многие помнят эксперименты Моторола с этой формой), слайдеры со сдвигающейся клавиатурой или сдвигающимся экраном, телефоны-ноутбуки, которые гордо нарекались коммуникаторами, но не являлись таковыми (вспомним распространяемый салонами связи Билайн телефон OGO). Многие оставались на уровне концепта, но некоторые доходили и до российского рынка. К тому времени компания Сименс, так и не оправившаяся от финансового удара с неудачей Хelibri, потихоньку уступила место на рынке южнокорейским производителям. Почетное место рядом с недостижимой по продажам Нокиа встал концерн Sony Ericsson. Их телефоны удачно сочетали в себе красоту и функционал, действительно революционный на то время. Мало кто мог предложить столь же тонкие модели в то время, со столь же яркими дисплеями, продуманным до мелочей меню и быстродействующим программным обеспечением. Приятные мелочи вроде возможности включения радио по будильнику были изюминками становящихся популярными телефонов. Вскоре компания выпускает две отдельные линейки телефонов, ориентируясь на интересы пользователей: Cyber-shot и Walkman. Первые ориентированы на любителей хороших фотоснимков, вторые — на меломанов.
Музыкальные аппараты формируют отдельный класс устройств — телефоны плееры. Несомненно, лучшим в этом классе долгое время оставался Е398 от компании Моторола — модель, которую было тяжело превзойти. Даже последующие ROKR E1 и E2 были заметно хуже в плане удобства. Сони Эриксон создаёт модели Wolkman, пользуясь раскрученным бредом своих одноимённый плееров. Не отстаёт и Нокиа. Модель 5130 имеет кнопки управления плеером слева от экрана, 5300 — поворотный механизм, скрывавший клавиатуру и превращающий телефон в плеер, N91 — музыкальный телефон в металлическом корпусе. Производитель делает упор на качество звучания, стереозвук и механические кнопки управления. Не последнее место занимает и вопрос объёма памяти. Всё телефоны теперь поддерживают мр3, а значит для композиций требуется много места.
Во многих моделях, при довольно солидном функционале, памяти недостаточно, а расширение ее картами памяти невозможно, что делает такие функции, как поддержка мр3 и передача данных через Bluetooth бессмысленными. Так телефон раскладушка от Motorola V543 при серьезном на то время оснащении обладал всего 5 мегабайтами встроенной памяти — 1—2 песни формата мр3. Многие пользователи красивых и функциональных, но бедных на память устройств придумывали довольно забавные способы преодолеть неудобства. Так в телефонах от Самсунг с их разделенной памятью при переполнении памяти для данных владельцы использовали функцию MMS. В шаблон сообщения помещались звуки или картинки, затем шаблон переименовывался и сохранялся в память. Для прослушивания или просмотра файла было достаточно открыть шаблон сообщения.
К слову, о передаче данных. Возможность отправить ссылку на файл или сам файл в соцсеть или мессенджер сейчас кажется вполне естественной, но в нулевых царили инфракрасный порт и Bluetooth. Для передачи файлов (в основном картинки или музыка) телефоны клали близко друг к другу и старались не дышать, пока работали два ИК-порта, чтобы не произошло ошибки отправки. Работал порт медленно, собирал вокруг себя легенды, что дескать он может сгореть, если пошевелить телефон невовремя. В смартфонах он применялся в основном не для передачи данных, а для управления телевизором и прочей техникой. При появлении Bluetooth передавать файлы стало проще. Каждый считал долгом эпично или забавно обозвать свой телефон, чтобы он сразу выделялся у других в списке устройств как нечто уникальное вроде — «Да_да_это_я» или «Да_скидывай_уже». Некоторые телефоны поддерживали функцию просмотра файлов на чужом аппарате и их скачивания. Когда появилась информация о том, что долгожданный iPhone не поддерживает передачу данных через Bluetooth, ничего кроме непонимания это не вызвало.
Во второй половине нулевых телефоны уже условно делятся на четыре основных линейки: камерофоны, телефоны, музыкальные телефоны и смартфоны, которые все ещё часто называют коммуникаторами.
Мы живём в эпоху условной войны между телефонами на операционной системе андроид и операционной системе iOS. Альтернативы, некоторое время державшиеся на плаву, окончательно исчезли с рынка к концу десятых, вытесненные программным обеспечением от Google, активно поддерживаемой Microsoft и продуктом от Apple. Альтернативная битва стандартов проходила и в нулевые. Ирония состоит в том, что из этой войны никто не вышел победителем. Смартфоны Nokia N70 и N73 — классические умные телефоны той эпохи. Концепции отказа от ненужных функций ещё нет на горизонте, и производитель оснащает смартфоны по максимуму. Многие будущие функции только угадываются. Ещё нет музыкальных портативных колонок, но Нокиа уже предлагает элегантное решение — можно настроить обычный магнитофон или просто радио на определенную волну и поймать музыку с телефона. Инфракрасные порты, которые раньше активно использовали для передачи данных, теперь нужны для переключения каналов в телевизоре и управления прочей техникой, имеющей пульт. Максимальное оснащение и гибкая операционная система делают смартфоны устройствами с безграничной функциональностью. По крайней мере так казалось пользователям тогда и создаалось впечатление, что мобильные устройства достигли своего предела и дальше развиваться некуда.
Смартфоны 2000-х работали, как правило, под управлением одной из двух царствовавших в то время операционных систем: Симбиан либо Windows mobile. На первой, за редкими исключениями, выпускались смартфоны от Нокии. Особенностью ОС можно назвать дружелюбность интерфейса. Привычные иконки и папки, простая установка приложений, интуитивно понятное управление. Приложений под операционную систему много, но магазинов приложений еще нет. Их остается только искать во всемирной сети или обмениваться друг с другом через телефон. Симбиан поддерживает не только родные программы, но и мидлетты на Java, причем без специальных эмуляторов, что выгодно отличает его от конкурента. В Симбиан закрытая файловая система, но эта проблема устраняется установкой стороннего диспетчера файлов. А вот проблема с поддержкой офисных преложений решается не так просто. В Симбиан встроены офисные программы, даже текстовый редактор, но они далеки по функциональности от Microsoft Office, даже по меркам середины нулевых. Это делает смартфоны на Симбиан непривлекательными для бизнес-сегмента. Конкурент может предложить намного больше.
Смартфоны на Windows mobile принято называть коммуникаторами, но это не совсем верно. Название коммуникатор — дань первому устройству этого класса, выпущенному компанией Нокиа в далеком 1996 году (Nokia 9000 Communicator), все последующие умные телефоны все же правильнее называть смартфонами. Но в середине нулевых еще нет точных классификаций. Коммуникатором зовут любой телефон с большим экраном и, как правило, на Windows mobile. Флагманом выпуска таких устройств можно назвать HTC. Крупные телефоны с резистивными экранами и логотипом Windows, с выдвижными клавиатурами и тонким стилусами стоят на первых полках в магазинах сотовой связи. Они выглядят благородно, их клавиатуры — настоящие QWERTY, а не мобильный десятикнопочный вариант. Да, операционная система не так удобна и понятна, как Симбиан, сложнее установка программ (иногда для этого нужен компьютер и кабель), для управления необходим стилус, а игры на Java только через эмулятор, но это Windows, а значит — огромная мощь и возможности, недоступные исключительно мобильной ОС. Одна только мгновенная синхронизация с Microsoft Outlook позволяла называть устройства на Windows mobile незаменимыми офисными помощниками.
Существовали модели и без резистивных экранов, и были они не менее популярны. Из действительно культовых телефонов на Windows mobile можно вспомнить смартфон Motorola MPx 200, который после снижения цены стал популярным умным телефоном, позволившим пользователям оценить все преимущества мобильной версии Windows.
Я был обладателем смартфонов на обеих операционных системах и за долгие годы пользования так и не смог отдать преимущество ни одной из них. Мне нравилось удобство и лаконичность Симбиан, особенно в моделях Nokia 5500 и N73 — пожалуй лучших смартфонах компании за всю историю (конечно, это субъективная оценка). Мне нравилось удобство HTC 4350 как незаменимого карманного органайзера и универсальность Motorola MPx 220 — маленького карманного компьютера-раскладушки. Еще один перекресток, с которого индустрия умных телефонов съехала на совершенно альтернативный путь. Мог выигрывать Симбиан, стать аналогом современного андроида и заполучить большинство мобильных устройств. Мог выиграть Windows mobile, и тогда телефоны стали бы продолжением домашнего компьютера, который всегда с собой. Со временем они получили бы облачную синхронизацию, удаленный доступ и единые настройки. Но ничего из этого не случилось. В 2007 году появляется первый функционально очень скромный iPhone, вслед за ним выходит, пока еще неуклюжий и сырой Андроид. Пока никто не догадывается, что в следующем десятилетии война развернется между ними, а про Симбиан и Windows mobile уже никто не будет помнить.
Однако, несмотря на то что большая часть рынка принадлежала ОС от Нокиа и Майкрософт, этим список мобильных платформ не исчерпывался. Даже сейчас в эпоху деления рынка между Андроид и iOS, существует десяток альтернатив, довольно интересных, хоть и менее распространенных. Были они и тогда. Я расскажу только о некоторых из них.
Как бы не был удобен и привлекателен для бизнеса класс Windows-устройств, они существенно уступали по некоторым вопросам OS Blackberry от компании RIM. Я уже упоминал о них, но сейчас коснусь особенностей системы. Она была полностью мобильной. Иконки, папки программ, необходимый набор приложений. В отличие от той же Windows, система была более гибкой. Установщик позволял установить все или только часть компонентов, а после доустановить необходимые. Иконки приложений можно было перемещать по папкам или менять их порядок. Элементы экрана имели несколько вариантов отображения. Но главное преимущество платформы скрывалось в его почтовой службе и безупречном органайзере. Скажете, что многие устройства имели почтовые клиенты? Это так, но служба Blackberry была построена иначе. Есть же разница между тем — звонить каждые пять минут на почту и спрашивать нет ли письма, или в нужный момент почтальон сам придет и опустит письмо вам в ящик. Иными словами, почта приходила мгновенно и без постоянного опроса сервера. Работа с вложениями не уступала по удобству работе на ПК. Их можно было сохранять, пересылать, редактировать. Органайзер и прочие офисные программы были ориентированы на рабочий день занятого человека, связаны между собой и не допускали сбоев в работе.
Когда был выпущен планшет от компании RIM, впервые можно было наблюдать настоящий симбиоз мобильных устройств.
Многие производители гаджетов говорят об экосистеме их устройств и невероятном удобстве синхронизированной работы. И не одна из них даже близко не стояла по удобству парного использования к системе Blackberry-Playbook от компании RIM. Вот где парная работа была действительно на высоте.
Существовала как называемая функция Bridge — планшету было достаточно просто показать телефон, и он намертво соединялся с ним без дополнительных костылей или программного обеспечения. Планшет свободно пользовался интернетом телефона, а телефон файловой системой планшета. Большая часть функционального меню телефона отображалась на экране планшета в виде ярлыков. Можно было писать сообщения и звонить с телефона через планшет, пользоваться заметками и календарем, почтой, файловой системой.
Это единственный случай в индустрии гаджетов, когда два устройства образовывали внутреннюю экосистему, задолго до того, как это слово стало популярным.
Сейчас практически все телефоны в мире выпускаются в одной стране — Китайской народной республике. Да, офисы продаж и головные компании расположены во всех странах, но вот заводы по производству исключительно в Китае. И дело не только в дешевизне рабочей силы, а в первую очередь в дефиците редкоземельных металлов, которыми обладает КНР. Да и сами китайские компании — производители телефонов давно стоят в первых рядах мировых лидеров, наравне с Apple и Samsung, не уступают им по качеству, а иногда и задают новые стандарты в производстве мобильных устройств. Изящными Honor, Meizu и Xiaomi заставлены полки в витринах, и сказать, что у тебя китайский телефон — не стыдно. Но в 2000-х все было совсем иначе.
Если Nokia и южнокорейские компании занимали магазины, но витрины ларьков определенно завоевал Китай. Это были грубые подделки известных моделей, иногда полностью копирующих дизайн, а иногда только логотип. Копировалось все от телефонов Нокиа, но неизвестных нашему рынку Blackberry. Особенно доставалось Айфонам. Разных цветов форм и размеров с дешевыми зернистыми экранами, они заманивали тех, кто не мог позволить себе оригинальный смартфон. Некоторые модели были настолько качественными, что без пары минут использования невозможно было определить подделку.
Со временем китайские телефоны стали легко узнаваемы и даже получили своих почитателей. Как правило аппараты были металлическими и очень тяжелыми, имели поддержку двух и более сим-карт (редкость в то время), громкие хриплые динамики и большой, но не очень качественный резистивный экран. Внизу экрана были нарисованы ставшие фирменным знаком «китайца» иконки. Телефон имел встроенный ТВ-приемник и антенну, что казалось невероятной находкой тогда, когда телевизор был еще популярен.
Преимущественно ради двух-трех-четырех слотов для сим-карт, телевизора с радио и громкого звука эти аппараты и брали. А еще их выгодно отличала цена. На криво нарисованный логотип Nokia никто внимания не обращал. Однако, были у моделей и существенные недостатки, которые нельзя было компенсировать ТВ-приемником. Они не поддерживали установку Java-приложений и не имели (как правило) собственных наборов программ для установки. Их экраны оставляли желать лучшего по разрешению, как и встроенные камеры. А еще они не поддавались перепрошивке стандартными способами. Их прошивки были устроены так своеобразно, что требовался целый арсенал оборудования и рулон инструкций чтобы проделать замену ПО самостоятельно.
Несмотря на то, что китайские подделки тихо ушли с рынка, уступив место более качественному продукту от крупных и солидных китайских компаний, они все же смогли внести свою лепту в развитие мобильной индустрии. Сегодня гораздо реже встречаются телефоны с одним слотом под сим-карту, чем с двумя, а встроенное радио стало обычным делом в смартфонах на ОС Андроид.
Вопрос нескольких сим-карт был очень актуален для владельцев телефонов, но пока мобильная связь оставалась дорогой, большой необходимости в двух номерах телефона и двух тарифах не было. Со временем стали появляться заманчивые предложения от операторов — с одной сим-карты было выгодно звонить, а с другой выходить в интернет. Стало практично иметь один личный номер и один для рабочих звонков. Либо известный всем и анонимный номер. Ну или номер для звонков по России и для связи с зарубежными абонентами. Покупать ради этого китайскую подделку не имело смысла, а ассортимент обычных телефонов не баловал «двухсимочными» предложениями. Первым в массовое производство выпустил такие телефоны Самсунг, чем завлек немалую армию покупателей. Действительно проще купить специальный телефон, чем носить два-три аппарата в кармане. Для многих же обычным делом было держать вторую сим-карту под крышкой телефона, в телефонном чехле или в кошельке (со временем там даже появились специальные кармашки под сим-карты).
Но существовали и другие интересные способы иметь два телефонных номера. Например, мультисим — сим-карта, на которую с помощью специального устройства можно было поместить клоны нескольких сим-карт разных операторов связи. Большим недостатком было то, что если проделывалась такая операция в ларьке по ремонту телефонов, то клон карты мог вполне остаться у мастера, а потом быть продан мошенникам или любителям анонимности. Мультисим поддерживали большинство карт, но со временем появились более совершенные протоколы защиты данных и сим-карты перестали виртуализироваться.
Втором способом была установка под крышку телефона специальных адаптеров. В дорогие модели помещались две сим-карты целиком, а в более дешевых их необходимо было обрезать по контуру и вставлять в адаптер. К сожалению, обрезать карту точно по контактам удавалось не каждому, и они приходили в негодность, или получали такие «глюки», что связь для абонента становилась очень дорогой. Со временем в комплекте стали появляться специальные инструкции и наклейки с контурами для обрезки сим-карт. Экономить на покупке адаптеров было нельзя. Предпочтительнее было купить модель с меню переключения сим-карт. Иначе переключение производилось перезагрузкой телефона. Это вызывало некоторые неудобства, особенно с телефонами Самсунг, которые после перезагрузки теряли список вызовов и группы контактов.
В 2007 году происходит знаковое событие, положившее конец разнообразию мобильных телефонов. Компания Apple выпускает первую модель телефона iPhone. Тогда этот телефон кажется запредельно дорогим и очень непривычным. Нет поддержки обычных вещей, к которым привык пользователь: ММS, 3G, IrDA, Bluetooth, Java, GPS. Невозможно снимать видео, поставить любимую игрушку, отправить мультимедийное сообщение или файл по Bluetooth. Производитель самостоятельно решил, что все это не так уж необходимо покупателю. Но незаметно для всех был введен на рынок новый формат устройств — универсальных, ориентированных на потребление контента и на мобильный интернет, жестко привязанных к платформе. Началась эпоха универсальности. Производители переходят на емкостные экраны, отказываются от стилусов и клавиатур. Офисные функции уходят на второй план, уступая мультимедийным. Телефоны становятся все больше похожи на iPhone. Еще несколько лет стараются удержаться кнопочные модели и модели с резистивными экранами, но они уже обречены. Почти все производители переходят на новый дизайн и новую политику — отказ от функций «которые не нужны покупателю». Кроме компании Нокиа.
Телефонный гигант совершил ошибку, которая стоила ему первого места среди производителей мобильных устройств. Компания отказывается переходить на новые стандарты, выпускать современный смартфон, который смог бы стать хитом продаж. С возможностями компании это сделать не сложно, но проходит время и Нокия не выпускает ничего шедеврального. Выходит неплохой телефон 5800, но покупателя не устраивает устаревший экран. Управление с помощью стилуса, похожего на медиатор, уже кажется неудобным. Телефон хорошо продается, но не становится революцией в мире смартфонов — тем, что срочно требовалось компании. По иронии судьбы, родоначальника всех коммуникаторов-смартфоном погубил просчет именно с этим классом устройств. К концу 2000-х годов империя Нокиа рухнула, оставив после себя армию как преданных, так и разочарованных фанатов.
Покупая мобильный телефон, каждый старался его максимально индивидуализировать. Сейчас моддинг заключается лишь в покупке чехла, но в нулевые и без того разнообразные устройства старались сделать еще более отличающимися. Для начала устанавливали рингтон. Желательно помоднее и в хорошем качестве. Его можно было скачать за деньги или сделать самостоятельно, обрезав специальной программой мр3-файл. В ход шли последние хиты сезона или неустаревающая классика. Сейчас я даже не знаю, какой звонок у меня стоит на телефоне (как, впрочем, и большинство из нас) — он тихо вибрирует в кармане или передает входящий звонок на браслет. Рингтоны стали немодными. В крайнем случае устанавливают какой-нибудь стандартный. Но тогда услышать в толпе голос Савичевой, Benny Benassi или Сердючки — было обычным делом. Никто не стеснялся своих рингтонов, напротив, ими гордились, а особо завистливые просили скачать. Иногда это порождало лавину. Вокруг становилось слишком много одинаковых мелодий и звук вызова тут же менялся нами на другой, более оригинальный. Были и специальные юмористические рингтоны вроде «Это твой телефон говорит…», но они быстро наскучивали и удалялись уже после пятого звонка.
Кроме рингтонов менялись и другие системные звуки: СМС, отправка файла по Bluetooth, звуки включения и выключения. Тут в ход шли нарезки из фильмов и видеоигр.
Конечно, ставилась картинка на экран — как обои, так и скринсейверы — какая-нибудь анимация, которая включалась в режиме ожидания. Обычно зацикленная сцена из шутера или плавающие в имитации светильника пузырьки парафина. Реже устанавливались собственные фотографии, чаще модели заграничных спортивных машин.
Продавались даже специальные диски с наборами картинок, рингтонов, анимаций, игр, программ для синхронизации и прочих полезных вещей для телефона с названиями вроде «Прокачай мобилку». Даже на моделях, не поддерживающих загрузку контента (к примеру, Motorola C350) можно было обойти ограничения, запихнуть набор картинок и рингтонов в файл, имитирующий прошивку и отправить его в систему. Срабатывало через раз и очень плохо отражалось на стабильности самого ПО. Телефон начинал вести себя непредсказуемо и вскоре выходил из строя.
Конечно, были и чехлы. Даже для моделей, который в них не нуждались — для Nokia 3310, например. Это были не нашлепки на заднюю панель, а полноценные чехлы, закрывающие весь аппарат. Иногда с молнией, иногда полностью прозрачные. Солидно выглядел даже чехол для Siemens A35 — кожаный с прозрачной силиконовой передней частью и тонкой молнией. Пользовались спросом и футляры, которые крепились к поясу. При не застёгнутой пуговице-кнопке телефон легко выпадал оттуда.
У каждого телефона была петелька под шнурок. На нее вешали брелки, которые продавались в неимоверных количествах, либо вешали сам телефон на шею или на пояс. Выбор шнурков тоже был колоссальный. Телефон должен был быть на виду и вызывать зависть и интерес. Иногда использовались шнурки или чехлы со светодиодами — они начинали мерцать при входящем звонке.
В некоторых специализированных салонах связи — например фирменном магазине Motorola — можно было нанести татуировку на поверхность телефона, чтобы максимально сделать его непохожим на другие.
Завершая рассказ о мобильных телефонах нулевых, нельзя не упомянуть и традицию, которая вызывает у многих приступ острой ностальгии — изучение каталога мобильных устройств от Евросети или Связного. Журналы были яркими и на удивление толстыми. На цветных страницах сияла россыпь мобильных телефонов от дешевых «фонариков» Nokia 1100 до фантастических Xelibri, желанных Sony Ericsson, строгих коммуникаторов, ярких французских Alcatel, консервативных Сименсов, манящих сочными экранами и синей подсветкой кнопок Самсунгов, галантных 8800 и так и тянущихся в руки 7610. Сотни моделей и каждая непохожа на другие. Собственная прошивка, свои особенности меню, к которым нужно еще привыкнуть, свой набор функций, свой неповторимый дизайн. Каталоги листали и перелистывали, просматривали иконки доступных функций, приценивались, искали золотую середину между совсем уж дорогими даже в кредит устройствами и относительно дешевыми, но неприлично простыми моделями. Воодушевляли не гигабайты и мегапиксели, как сейчас (в остальном в общем то все модели одинаковы), а уникальность каждого телефона.
Сама концепция журналов менялась со временем. Если раньше целые полосы отводились под картинки для монохромных экранов, которые можно было скачать, отдав доллар или два и рингтоны-пищалки, то к середине 2000-х их заменили ряды телефонов с подробным описанием функций. По мере того, как телефоны утрачивали свою уникальность и становились все более похожи друг на друга, журналы становились все тоньше, пока не исчезли совсем. Но в ранних выпусках на сохранившихся страницам можно найти фразы, которые теперь уже покажутся странными и непонятными: «заморозить деньги», «настоящий GSM», входящие звонки за 0.99 $, ночной безлимитный интернет.
Отдельное слово о тарифах на сотовую связь. Никто и мечтать не мог о безлимитном интернете, бесплатных звонках внутри сети и столь дешевых расценках, чтобы разговаривать можно было часами, не проверяя при этом баланс. В 2000-х цены на мобильную связь долгое время указывались в долларах США. Тарифицировались как исходящие, так и входящие звонки. Считалось верхом наглости позвонить на сотовый телефон с городского, поскольку звонок в данном случае оплачивал владелец мобильника, а не звонящий. Изредка сотовые операторы предлагали приятные бонусы вроде бесплатных входящих в день рождения абонента.
Практически все тарифы предусматривали абонентскую плату. Таким образом мы платили за возможность звонить, за входящие и за исходящие звонки, а также за отправку СМС. Получение СМС с некоторых коротких номеров также было платным.
Тарификация была, как правило, поминутной. Если проговорить на секунду больше, то оплачивать приходилось дополнительную минуту. Позже появились посекундные тарифы и тарифы с первыми 10 бесплатными секундами. Многие ухитрялись таким образом экономить.
Первые тарифы без абонентской платы (например, Джинс) предлагали внести некоторую сумму, которую следовало потратить на связь за месяц. По истечению месяца деньги на счету сгорали и приходилось оплачивать вновь, чтобы продлить пользование связью. Популярная реклама «Деньги могут заморозить» рекламировала тариф от Билайн с возможностью избежать подобной неприятности.
К средине нулевых связь стала существенно дешевле. Абонент тратил в среднем 100-150 рублей в неделю, что при уровне зарплат на самом деле было не так уж мало. Оплата производилась в основном карточками оплаты (у каждого оператора они были свои), либо в офисе сотовой компании. При этом нужно было пересчитать доллары на рубли по текущему курсу, чтобы не заплатить меньше абонентской платы или необходимой суммы на связь.
Считалось правилом хорошего тона инкогнито пополнить счет абонента, которому часто звонишь или который вынужден по работе или другим делам часто общаться с тобой. По этой же причине разговоры старались не затягивать и говорить по существу.
С 2002 по 2009 год у меня был 21 телефон, а всего набралось, наверное, около полсотни. Это те, которые я покупал для звонков, а не в коллекцию. И дело было не в моде или желании часто менять трубки. Некоторыми моделями я пользовался совсем мало или не использовал совсем. Для человека, чьё детство прошло в 80-е обилие новых гаджетов вызывало интерес, желание освоить новые функции, следить как меняется индустрия связи и при этом прикасаясь к новым и наиболее интересным моделям. Я начал с простейшей А35, с которой начинали многие в первые годы нулевых, ощутил всю прелесть и надёжность 3310, красоту С100. Культовые модели не проходили мимо меня. Навсегда остались в памяти невероятные SX1 и E398. Я проходил в восторг от мощи МРх220 и N73, восхищался снимками и идеальностью меню К750i. Казалось, что наука никогда не создаст что-то лучше, чем мой коммуникатор 4350. А первые айфоны вызывали только недоумение. Я рад тому, что застал эту замечательную эпоху, когда телефоны были разными, и прошёл её всю от простейшей звонилки до мощного смартфона на ОС Андроид.
2000-е ушли и с ними закончилась эпоха ярких разнообразных телефонов. Наверное, кто-то однажды назовет 10-е десятилетием черных прямоугольников на витринах и будет прав. Таков итог развития индустрии, продолжавшегося десять лет. Таков конец пути из десятков возможных — полная стандартизация и унификация во всем.
По совсем уж невероятному сценарию телефоны могли остаться такими же, как в первой половине нулевых — исключительными и непохожими друг на друга. Но большой емкостный экран первого айфона задал тон и клавиатуры ушли в историю (и в сегмент бюджетных или ностальгических моделей вроде возрождённых 3310 или 8800). Экраны росли, пока полностью не потеряли рамки. Именно функциональность и универсальность в использовании требовали таких изменений. Но могла и выиграть концепция Xelibri, и мы были бы обладателями десятка моделей на все случаи жизни и под любой элемент гардероба.
Смартфоны могли остаться небольшими по размеру, но функциональными даже без сенсорных экранов. Вспомним модель Samsung SHG-i300, который облагал жестким диском (что очень необычно для мобильных телефонов) и операционной системой Windows, но при этом имел маленький экран, кнопки и внешне мало отличался от обычных «трубок».
Не появись iPhone и андроид, Windows mobile царствовала бы и сейчас на своих более совершенных коммуникаторах. Новые операционные системы появлялись бы и исчезали, оставляя после себя армии фанатов.
Компания Нокиа могла не допустить роковую ошибку, выпустить действительно достойный смартфон и остаться на пьедестале гигантов, а не стать тенью великой телефонной империи нулевых.
Но ничему из этого не суждено было сбыться. Пестрый мобильный мир нулевых остался в истории как отголосок далекого яркого фейерверка.