В жизни каждого актера случаются периоды, когда они чувствуют себя на вершине мира, когда каждый новый проект дает им прирост поклонников, а новые сыгранные роли приносят не только массу удовольствия, но и приличные деньги. У некоторых этот период растягивается на годы и десятилетия, у кого-то пик популярности сравним с кратковременной вспышкой, но мне сегодня хочется вспомнить историю карьерного взлета Джима Керри, который за один только 1994 год сумел превратиться из третьестепенного комика из телевизора в самую высокооплачиваемую кинозвезду. В дни 30-летия выхода на экраны знаменитой «Маски» это будет особенно уместно.
В конце прошлого века телевидение и кинематограф существовали словно в параллельных измерениях – актеры из большого кино не появлялись в сериалах, а звезды теледрам крайне редко выходили за пределы зоны своего комфорта. Больше того, те редкие попытки перейти в высшую лигу, что предпринимались актерами мыльных опер и бесконечных процедуралов, редко имели успех – один-два негромких проекта и всё, возвращайся в свой «сказочный лес». Ровно таким путем следовал и Джим Керри, стендап-комик и артист скетчкомов, который отчаянно пытался найти место на большом экране – комедии «Однажды укушенный» и «Земные девушки легкодоступны» не то что не сделали актера звездой, они ничуть не добавили ему узнаваемости. Нужно было проявить себя гораздо ярче.
Здесь стоит отметить, что на ТВ путь Керри тоже был непрост. Прослушивание в популярную сатирическую программу «Субботний вечер в прямом эфире» Джим провалил, а его участия в ситкоме с применением анимации «Утиная фабрика» просто никто не заметил. Сколько-то значимым для карьеры будущей звезды стал только новаторский комедийный скетч-сериал «В ярких красках», стартовавший в сетке канала Fox в 1990 году. Вообще-то, это было детище семейки Уэйанс, поэтому шоу легко шутило на темы бытового расизма, чернокожей преступности и стереотипов, сложившихся в Америке относительно негров и латиноамериканцев.
В этой токсичной среде Керри неожиданно показал себя артистом разноплановым и гибким – отсюда и его непрерывное участие на протяжении пяти лет существования «В ярких красках». К сожалению, после трех очень успешных сезонов популярность сериала пошла на убыль, что привело к конфликту братьев Уэйанс с руководством канала и почти полной замене актерского состава шоу – Керри к 1994 году оказался одним из четырех актеров, с которыми проект стартовал. Зато статус «старожила» позволил Джиму выйти на передний план и превратить сериал едва ли не в свой бенефис – зрители специально включали телевизор, чтобы увидеть «парня с резиновым лицом», способным рассмешить любого.
Именно разнообразие смелых образов в скетчах «В ярких красках» обратило внимание Голливуда на Джима Керри – его пригласили на роль в комедию «Эйс Вентура: Розыск домашних животных». Справедливости ради, Джим не был первым кандидатом на роль повернутого на фауне частного детектива, до него кастинг-директоры записали пробы с другими комиками, в том числе и с Дэвидом Аланом Гриром, который буквально был партнером Керри в кадре в шоу братьев Уэйанс. По разным причинам другие претенденты отсеялись, а Джим наоборот проявил себя так, что авторы фильма позволили ему импровизировать в кадре и вмешаться в работу сценаристов. И всё же, выпуск такой картины влек определенный риск – никто не знал, готов ли Керри вытянуть на себе полнометражный фильм в окружении заметных звезд. Оказалось, готов…
Фильм, стоивший в производстве 15 миллионов долларов, в котором Кортни Кокс и Шон Янг должны были страховать дебютанта, а звезда NFL Дэн Марино в роли самого себя привлекал аудиторию, любящую американский футбол, собрал более 100 миллионов – и именно стараниям Джима. В странную комедию, действующую на грани абсурда, Керри притащил свои лучшие наработки из «В ярком цвете» – «обратная перемотка», ужимки, разговоры разными голосами, кривляние и странная походка пришли в фильм прямиком из сериала. И это сработало, наряду с «Миром Уэйна» и «Остином Пауэрсом» «Эйс Вентура», вышедший в феврале, к лету стал одним из самых цитируемых фильмов года.
Нельзя сказать, что на утро Керри проснулся суперзвездой – до этого было еще далеко. Но «Вентура» отозвался в карьере актера двумя важными событиями. Прежде всего, Джим нашел взаимопонимание с режиссером Томом Шэдьяком, и их сотрудничество выросло в весьма плодотворный тандем. А во-вторых, коммерческий успех картины, за которую ведущая звезда, кстати, получила всего 350 тысяч долларов, позволил Керри существенно поднять свои финансовые запросы – и контракт со студией на следующий фильм уже включал в себя пункт о вознаграждении комика в размере семи миллионов долларов. Поднять себе зарплату в 20 раз одним проектом – это уметь надо!
Тут же следует напомнить, что кинопроизводство – процесс долгий, поэтому результаты рискованных кадровых решений студии порой могут оценить даже не месяцы, а годы спустя. Иногда смелые ходы приносят впечатляющие результаты, и чем раньше были заложены зерна, тем более пышный можно получить урожай. К чему эта гроздь метафор, спросите вы. А к тому, что следующим по хронологии достижением Джима Керри в 1994 году стал не выход на экраны фильма «Маска», а приглашение на одну из главных ролей в будущий блокбастер – в июне 94-го актер подписал контракт с WB на съемку в роли Загадочника в фильме «Бэтмен навсегда». С гонораром в те же 7 миллионов долларов, кстати. Только представьте – еще вчера Керри с безумной прической изображал крик дельфина и разыскивал чемпионский перстень без бриллианта, а сегодня ему доверяют выступить антагонистом любимого американского супергероя! Феноменальный прорыв.
Впрочем, «Бэтмен навсегда» – дело следующего года, а летом 1994-го после успеха «Эйса Вентуры» внимание критиков и зрителей внезапно сфокусировалось на еще одном проекте с Джимом Керри в главной роли. В экранизацию легкомысленного комикса «Маска» о простом банковском клерке, нашедшем маску древнего Бога обмана и получившем вместе с ней суперспособности, Керри попал примерно в одно время с «Вентурой». И снова маршрут был несколько унизительным – Джима на роль Стенли Ипкиса взяли только после отказа других звезд, а в партнерши в этот раз выдали еще менее искушенную в Голливуде дебютантку Кэмерон Диас – но оно того стоило. Актер вновь блистательно использовал природный талант перевоплощения, проявил максимум обаяния и в целом исключительно на своих плечах вытащил проект.
«Маске» суждено было стать самым кассовым фильмом Керри в 1994 году – картина собрала в кинотеатрах более 350 миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов (из которых Джиму заплатили только 500 тысяч). Коммерческий успех объяснялся просто – режиссер Чак Рассел интуитивно нащупал идеальный рецепт ленты с участием Джима Керри. Нужно взять – нет, не простой советский… – немного боевика, чуть-чуть комедии, приправить это романтическими отношениями, украсить всё это спецэффектами и сверху присыпать импровизациями актера с использованием языка тела, мимики и голоса. Керри сыграл в «Маске» и застенчивого обывателя, и впечатляющего суперзлодея – получилось очень душевно, искренне и по-хорошему мило. В такое кино нельзя не влюбиться.
Интересно, что в отличие от «Эйса Вентуры» и «Тупой и еще тупее», «Маска» не получила продолжения, хотя разговоры о возможном сиквеле зашли сразу после выхода оригинала на экраны. Оговаривался даже гонорар главной звезды – за «Маску 2» Керри должен был получить 10 миллионов долларов. Но в конечном счете Джим предпочел двигаться дальше, не проявив интереса к возвращению в образ Стэнли. Студия попыталась было пригрозить Керри и даже предприняла попытку заменить взбунтовавшегося артиста, но «Сын маски» лишь продемонстрировал тщетность усилий. Маска Локи осталась висеть в темном чулане…
А волна керримании тем временем лишь нарастала – и ощутить это легче всего через историю появления на экранах комедии «Тупой и еще тупее» братьев Фаррелли. Оцените драйв – без участия Джима картина, получившая «зеленый свет» студии лишь весной, в стандартных условиях появилась бы на экранах не раньше лета следующего года. Но студия New Line Cinema осталась в таком восторге от «Вентуры», что бросила все силы на то, чтобы третий фильм с Керри в главной роли непременно вышел в прокат накануне рождества и новогодних каникул. О том, какой вес получил Джим в Голливуде за считанные месяцы, можно судить по простому факту – Лорен Холли в свое время отказалась от роли в «Эйсе Вентуре» (и та ушла Кортни Кокс), но на «Тупом» актриса кардинально изменила мнение и напросилась сыграть Мэри Свонсон – романтическую мечту героя Керри.
Своеобразный юмор Фаррелли не позволяет назвать «Тупого и еще тупее» семейным фильмом – как и «Эйс Вентура, он ближе к абсурдистскому и порой слишком циничному юмору Цукеров или Мэла Брукса. Потому и прокатные результаты у этой картины были пониже, чем у заметно более мягкой и доброй к зрителю «Маски» – всего 25 миллионов долларов с теми же 20 миллионами производственного бюджета. И, кстати, свои семь миллионов долларов за роль Джим Керри получил, как и было обещано – для сравнения, его партнер в кадре Джефф Дэниелс заработал только 50 тысяч. И кто, скажите мне, теперь тупой, а кто еще тупее, а?..
Следующий год для Джима Керри тоже будет довольно плодотворным – на экраны выйдут «Бэтмен навсегда» и «Эйс Вентура 2: Когда зовет природа». За сиквел истории о детективе по розыску домашних животных недавний второплановый комик получит 15 миллионов долларов, сумму, сравнимую с гонорарами главных кинозвезд 1990-х. Но и это не было пределом – в 1996-м за главную роль в черной комедии «Кабельщик» Джиму выпишут чек на 20 миллионов. Первому в истории Голливуда… С этим, кстати, был связан небольшой, но заметный скандал. Когда студия обнародовала информацию о зарплате Керри, кто-то из голливудских функционеров сказал, что это путь к катастрофе: «Если Керри платить по 20 миллионов, то сколько должны получать Арнольд Шварценеггер и Том Хэнкс?»
К счастью, ничего страшного не случилось – студии просто начали переводить особенно дорогостоящих актеров на процент от прибыли выпущенного фильма вместо фиксированного оклада. Таким способом Брюсу Уиллису удалось заработать 100 миллионов за «Шестое чувство», а Киану Ривзу – 156 миллионов за сиквелы «Матрицы». Сейчас это повсеместная практика – долю с прибыли получают и Том Круз за «Миссию невыполнима», и Марго Робби за «Барби», и Роберт Дауни-младший за «Мстителей». Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Что же до нашего героя, то он сыграл еще в огромном числе успешных комедий, благополучно перебрался в драмы, а затем и вовсе объявил о том, что хочет оставить работу в кино. В карьере Джима Керри были взлеты и падения, коммерческие рекорды и грандиозные фиаско, фестивальные триумфы и массовое недовольство публики – он испытал всё, что положено суперзвезде мирового масштаба. Но такого периода стремительного движения только вперед и только вверх, как в 1994-м, больше не случалось. И тем еще более дорог год, в котором на экраны вышли не только «Криминальное чтиво», «Форрест Гамп» и «Утомленные солнцем», но и «Маска». Год планетарной влюбленности в Джима Керри.