«Бандитский Петербург» ворвался на экраны в начале 2000-х, мгновенно захватив внимание миллионов зрителей. Этот сериал стал настоящим зеркалом лихих 90-х, отразив все грани криминального мира северной столицы. За кадром осталась не менее захватывающая история создания проекта, полная неожиданных поворотов и случайностей.
От замысла к воплощению
Всё началось с острых репортажей криминального журналиста Андрея Баконина. Его статьи под заголовком «Бандитский Петербург» буквально прожигали газетные страницы правдой о преступном мире города. Баконин, взявший псевдоним Константинов, погружался в самое пекло криминальных разборок, собирая материал для будущей книги.
Первым загорелся идеей экранизации режиссер Валерий Огородников. Он заставил Константинова сесть за сценарий, но деньги на проект найти не удалось. Затем появился Владимир Бортко — московский режиссер с киевским образованием и питерской душой. Он поморщился от яркой обложки книги «Адвокат», но, открыв её, не смог оторваться до последней страницы.
Съемки стартовали на голом энтузиазме. Бюджет в 30 тысяч долларов за серию казался насмешкой. Спасение пришло от банкира, рискнувшего вложиться в проект.
Кастинг и актерские судьбы
Битва за роль журналиста Обнорского развернулась нешуточная. Бортко упрямо видел в этой роли Дмитрия Нагиева. Константинов настаивал на Александре Домогарове. Режиссер сдался, но выставил условие — в проект должна прийти Ольга Дроздова. Актеры работали практически за идею: Певцову платили 300 долларов за день, Басилашвили — всего сотню.
На роль Антибиотика планировали пригласить Михаила Ульянова. После его отказа роль досталась Льву Борисову, для которого она стала звездной. В 67 лет актера начали узнавать на улицах. До этого Борисов сыграл почти сто ролей, но в основном эпизодических. Роль Юрки-барона предназначалась Олегу Ефремову, но из-за плохого самочувствия его заменил Кирилл Лавров.
В массовых сценах снимались реальные представители криминального мира. Они создавали нужную атмосферу и консультировали актеров по вопросам достоверности поведения персонажей. Ольга Дроздова однажды должна была сниматься в сцене драки с настоящей заключенной, но та не приехала — актриса с облегчением «подралась» с ассистенткой режиссера.
Производственные особенности
Сериал снимали на видео одной камерой — это было вынужденное решение для экономии бюджета. Съемки часто проходили в один-два дубля, что приводило к забавным огрехам.
Например, в одной сцене можно заметить задорный смех поварихи во время кровавой разборки Адвоката и Гуся. Основные сложности во время съемок:
Ограниченное количество дублей
Параллельные съемки двух сезонов
Технические сложности из-за единственной камеры
Работа с непрофессиональными актерами
Владимир Бортко отличался требовательностью на площадке. Режиссер мог отчитать актеров за появление в нетрезвом виде, используя крепкие выражения. Сам Бортко сыграл эпизодическую роль Семена Андреевича Бородатого по прозвищу «Хоттабыч».
Реальные истории на экране
В основу сюжета «Барона» легла история с картиной «Даная» Рембрандта. Реальный преступник Бронюс Майгис облил полотно кислотой. Картина находилась на реставрации 12 лет и теперь защищена бронированным стеклом. Прототипом Барона стал вор в законе Юрий Алексеев по кличке Горбатый — знаток антиквариата, который имитировал горб для изменения внешности.
Андрей Константинов создал образ журналиста Обнорского на основе собственного опыта. Автор брал интервью у криминальных авторитетов, погружался в преступный мир города для создания достоверных историй. Писатель даже появился в эпизодической роли криминального авторитета Ильдара, а его жена Марианна сыграла телеведущую.
Сюжетная линия с похищением картины перекликается с серией «Подпасок с огурцом» из цикла «Следствие ведут Знатоки». В обоих случаях преступники заменяют оригинал картины копией. Примечательно, что в «Знатоках» фигурировал искусствовед по фамилии Обнорский — такую же фамилию Константинов дал своему герою.
Музыка и продолжение истории
Композитор Игорь Корнелюк написал для сериала песню «Город, которого нет». Музыкант считал главной идеей фильма историю человека, преступившего закон ради мести. Песня получила признание не только у зрителей, но и у представителей криминального мира, которые лично благодарили композитора.
Владимир Бортко планировал снять третью часть сериала. Режиссер покинул проект ради работы над «Мастером и Маргаритой». Продюсеры предлагали изменить финал истории, оставив двух адвокатов живыми. Создатели отказались, считая такой конец неправдоподобным и неправильным с точки зрения морали — они не хотели показывать, что преступление может остаться безнаказанным.
Сотрудничество Бортко и Корнелюка продолжилось в сериале «Мастер и Маргарита». Успех «Бандитского Петербурга» определил дальнейшее развитие жанра криминальной драмы в российском телевидении. Сериал стал отражением эпохи 90-х, запечатлев атмосферу и реалии того времени.