У главного героя был реальный прототип
Далеко не все знают, что у Гоцмана был реальный прототип, и его звали Давид Курлянд. По его дневникам и был написан сценарий, причем сын Давида, Анатолий, сам подтвердил, что сюжет полностью повторяет дневники его отца, однако комментарий этот был сделан в негативной манере, будто сценаристы дневники должны были взять лишь за основу и вокруг нее построить оригинальную историю. Однако, что точно вызывает споры насчет правдивости, так это изображение самого Давида. Анатолий посетовал на то, что его образ был искажен, а вот внук поведал об обратном, заявив, что им удалось перенести характер деда на экран правильно. Настоящий Давид «Гоцман» начал работать в милиции еще до войны и вернулся к своим обязанностям, когда его родной город был освобожден. Он вышел на пенсию в 1963 году, но не столько из-за такого желания, сколько из-за ссоры с начальником, который усомнился в правильности действий заслуженного милиционера.
Настоящий сын Давида раскритиковал Владимира Машкова
В 2007 году, когда вышел сериал, у Анатолия Курлянда взяли интервью, в котором он жестко прошелся по создателям фильма и особенно Машкову. По его словам, образ отца в «Ликвидации» полностью неверный: на самом деле он был намного добрее и человечнее того персонажа, которого сыграл Машков, и, кроме того, у него была семья. Хотя Гоцман тяжело переживает проблемы друзей и выдает настоящую драму, когда усыновляет Мишу, в общем он изображен достаточно черствым человеком, который никому не верит и держится особняком. Даже Кречетова, который не вызывал никаких подозрений и был максимально дружелюбным человеком, он подпустил к себе далеко не сразу. Единственное, что, по мнению Анатолия, в сериале изображено верно, это то, что бандиты в городе безумно боялись Давида. Он наводил на преступный мир такой большой страх, что жену Анатолия, которая взяла его фамилию, не брали на работу, потому что все боялись связываться с Курляндом/Гоцманом. Анатолий также прошелся лично по Владимиру Машкову, который, как признался сын Давида, не пришел к нему и не поинтересовался, каким человеком был его отец.
Внук Давида иного мнения об образе Машкова
Через пару лет после Анатолия интервью взяли и у внука Давида, Владимира Курлянда. Он не вдавался в детали и лишь сказал, что Владимиру Машкову удалось удивительно точно передать характер его деда. Но зато он рассказал про то, что в сериал не вошло. По воспоминаниям Владимира, его дедушка и бабушка всю жизнь прожили вместе и безумно любили друг друга. Ее уход настолько подкосил Давида, что через полгода не стало и его.
У «Ликвидации» мог появиться второй сезон
Несмотря на то, что история в «Ликвидации» завершена, и придумать что-то лучше в продолжении вряд ли удастся, в 2015 году появилась информация о том, что планируется запустить в производство второй сезон. Если у продолжения «Ликвидации» что-то и могло получиться, то только с Сергеем Урсуляком, однако он отказался вновь садиться на режиссерское кресло. Из-за того, что Владимиру Машкову был закрыт въезд в город, где проходили съемки первого сезона, было решено перенести производство в Россию, и 2019 год был объявлен годом начала съемок. Но спустя три года о втором сезоне так ничего и неизвестно.
«Ликвидация» получила множество наград
«Ликвидация» понравилась не только зрителям и критикам, но также жюри «Золотого Орла» и «ТЭФИ». На этих двух премиях «Ликвидация» в 2008 году забрала почти десять наград, в том числе в номинациях «телевизионный художественный сериал», «лучшая мужская роль на телевидении», «лучший телевизионный сериал», «лучшая женская роль», «лучшая работа художника-постановщика» и других.
Роль Фимы была закреплена за Андреем Краско
Сергей Маковецкий превосходно сыграл Фиму и впоследствии еще не раз работал с Сергеем Урсуляком, однако он был не первым кандидатом на эту роль. Изначально режиссер хотел видеть Андрея Краско, и он даже отснял некоторые сцены, в том числе ту, в которой Фима лежит лицом вниз на земле, и к нему подходит Гоцман, чтобы удостовериться, что он точно потерял своего единственного друга. Однако посреди съемок Андрея не стало. Урсуляк настолько не представлял без него «Ликвидацию», что даже рассматривал возможность свернуть съемки и уехать. Но в итоге он взял Сергея Маковецкого, который уже снимался в его сериале «Неудача Пуаро», и продолжил работу над «Ликвидацией».
Главные и второстепенные роли исполнили многие актеры, с которыми Сергей Урсуляк уже работал
Кроме того, что у именитых режиссеров есть свой почерк в фильмах и сериалах, они также работают с одними и теми же актерами, потому что уверены в них и знают наверняка, как и его они могут сыграть. Сергей Урсуляк относится к таким режиссерам, ведь он пригласил более десяти актеров, с которыми уже работал: В фильме «Неудача Пуаро» снялись Сергей Маковецкий, Константин Желдин, Александр Сирин и Лика Нифонтова, в «Сочинении ко Дню Победы» — Владимир Машков и Владимир Меньшов, в «Летних людях» — Федор Добронравов, а в «Долгом прощании» — Полина Агуреева и Борис Каморзин.
После «Ликвидации» Урсуляк продолжил работать с этими, а также с новыми актерами. В «Исаеве», «Жизни и судьбе», «Тихом Доне» и «Праведнике» он снова снял Федора Добронравова, Сергея Маковецкого, Константина Желдина, Михаила Пореченкова, Александра Сирина, Ксению Раппопорт, Полину Агурееву, Юрия Лахина и Лику Нифонтову, которая является его женой.
Владимир Меньшов пытался разгадать личность преступника самостоятельно
Владимир Меньшов, сыгравший маршала Жукова, рассказал, что на чтение сценария ему выслали не все серии, и он так сильно влился в историю, что сразу же позвонил Сергею Урсуляку, в разговоре с которым обмолвился фразой: «кто же там злодей?». Сразу после того, как Владимир ее произнес, он попросил Сергея не выдавать ему главный сюжетный поворот, потому что хотел сам понять, кто на самом деле скрывается за личностью Академика.
Машков общался с одесскими «авторитетами»
Вместо того, чтобы сходить к Анатолию Курлянду, Владимир Машков отправился к одесским авторитетам, которые отправились в «отставку». Он узнал у них, как ему нужно разговаривать, как правильно управляться с картами и как себя вести. Полученные знания вселили во Владимира уверенность, и почти все сцены, в которых вместо Машкова должен был работать каскадер, он исполнил самостоятельно.
Весь город был настоящим
В современных сериалах, действия которых происходят в 80-х или 90-х, часто сложно подобрать нужные локации, потому что во многих домах стоят пластиковые окна, появилось огромное количество новостроек, и всегда мелькают новые машины и люди в современной одежде. Что уж говорить про сериал, сюжет которого разворачивается в 1946 году. Можно было подумать, что создателям «Ликвидации» пришлось построить вторую, более старую Одессу, чтобы отснять необходимые городские сцены. Но это не так. Спустя десятилетия в городе остались целые районы, которые практически не изменились с 40-х годов, и Сергею Урсуляку не нужно было создавать огромные декорации – достаточно было лишь закрыть решетки на окнах первых этажей и газовые трубы. Примечательно, что после съемок один район даже стал более современным: съемочная команда узнала, что в одном из дворов, в котором велись съемки, много лет назад были ворота, однако кто-то их сломал, но никто чинить их не стал. Команда поставила новые ворота и покинула город с чувством выполненного долга.
Операция с контрразведчиками – недоказанное событие
Одной из отличительных сюжетных линий в «Ликвидации» является операция контрразведки, которая заключалась в том, что агенты контрразведки переодевались в дорогую одежду и специально ходили по ночному городу, чтобы приманивать к себе преступников и расправляться с ними на месте. Сценаристы взяли этот сюжет не из головы – существует распространенный миф, который не был ни доказан, ни опровергнут, и он повествует о том, что Жуков действительно распорядился вызвать агентов, раздать им оружие и отпустить в город. По непроверенной информации, за первые дни было ликвидировано более сотни бандитов, но говорилось, что агенты также перегибали и могли принять за преступника обычного человека, который оказался не в то время и не в том месте. Однако подтверждений всему этому нет, впрочем, как и весомых доводов против.
Светлана Крючкова убедительно вжилась в роль
Интересно, что Светлана Крючкова попала в сериал совершенно случайно. Сергей Урсуляк долгое время не мог найти подходящую актрису на эту роль, а, когда ему предложили Крючкову, он был уверен, что она не согласится. Впрочем, он все же решил попытать удачу, предложил ей роль, и Светлана согласилась без особых раздумий. Ее тетя Песя стала одним из самых колоритных персонажей «Ликвидации» и это было отмечено даже в жизни. Когда она выходила за пределы съемочной площадки, местные принимали ее не за известную актрису, а за обычную жительницу одного из бедных дворов.
Николай Спиридонов вскоре ушел из кино
Сергей Урсуляк, как и многие другие режиссеры драматических и криминальных фильмов, работал с детьми без особого восторга, однако Николай Спиридонов его удивил. Исполнитель роли Мишки Карася оказался настолько талантливым актером, что позже Урсуляк не раз открыто выделял его профессионализм. Но в кино Спиридонов не задержался. Несмотря на успехи в «Итальянце» и «Ликвидации», в подростковом возрасте у него не было прорывов, а в 2016-й стал последним годом, когда Николай снимался хоть в чем-то. Он нашел обычную работу, вскоре устроился администратором в сетевой магазин и начал растить дочь.
Лика Нифонтова хотела сыграть Иду
Во время просмотра «Ликвидации» кажется, что каждый актер стоит на своем месте. Маковецкого трудно представить в роли Гоцмана, Пореченкова – в роли Жукова, хотя по возрасту он подходил на эту роль больше, чем Меньшов, а Нифонтову – в роли Иды. Но, что интересно, последняя рокировка вполне могла произойти, если бы Урсуляк послушал свою жену. Первоначально за ней была закреплена роль Норы, но после прочтения сценария она сказала мужу, что ей хотелось бы сыграть Иду, что неудивительно, ведь она – более интересный и драматичный персонаж, в отличие от Норы, которая на протяжении большей части сериала только и делает, что игнорирует Гоцмана и ничего ему не объясняет. Но Урсуляк сказал так, что у Нифонтовой не осталось никаких сомнений в том, что Иды ей не видать: «Какая ты Ида?», а также то, что Ида не имеет к ней никакого отношения.