А вы знаете, кого должны были играть Дмитрий Нагиев, Михаил Ульянов и Олег Ефремов? Сегодня расскажу.
1. Выдающийся режиссер Владимир Владимирович Бортко родился 7 мая 1946 года в Москве. Учился в Киеве (в геологоразведочном техникуме и институте театрального искусства), а работал на киностудии «Ленфильм». Вот такая пестрая и парадоксальная биография. Так что никакой Бортко не питерский, а наш, московский. Тем не менее, Владимир Владимирович прославился именно в городе на Неве. Сначала Бортко снял «Блондинку за углом», а затем «Собачье сердце». Оба фильма прочно вошли в золотой фонд советского кинематографа. Мне еще очень нравится фильм «Цирк сгорел и клоуны разбежались» с Караченцовым (вряд ли вы смотрели). А далее Владимир Бортко решил снять кино про бандитов. Так появились «Улицы разбитых фонарей». Затем Бортко обратился к писателю Андрею Константинову (1963 — 2023) с просьбой сочинить что-нибудь этакое.
2. Андрей Баконин закончил Восточный факультет ЛГУ, после чего служил военным переводчиком в Ливии. Затем Баконин вернулся в Ленинград, взял фамилию матери (Константинов) и устроился журналистом в редакцию газеты «Смена». Ничего не напоминает? Конечно же, работая над образом журналиста Серегина — Обнорского, Андрей Дмитриевич Константинов имел в виду прежде всего себя. Добавлю, что Константинов сыграл в «Бандитском Петербурге» эпизодическую роль криминального авторитета Ильдара, а его жена Марианна — телеведущую.
3. В ответ на просьбу Бортко написать «бандитский» сценарий, Андрей Константинов предложил режиссеру свою книгу «Адвокат». Она была издана в яркой безвкусной обложке, и Бортко сначала отказывался читать «такое», но потом всё-таки решился. Роман Владимиру Владимировичу понравился. Режиссера подкупило то, что книга оказалась не об уголовниках, а «про обычных людей, которые волею судьбы попали в бандиты«. Но у Бортко не было денег. В итоге, благодаря связям, удалось найти спонсора — влиятельного банкира. Тем не менее, фильм все равно снимали буквально «за копейки». Одна серия стоила около 30 тысяч долларов. Нетрудно посчитать, что на первые два сезона истратили всего 450 000. Сейчас вы мне напишете, что «Брат» вообще стоил сто тысяч, но не забывайте, что всё-таки приключения Данилы Багрова это полтора часа экранного времени, а «Барон» и «Адвокат» более десяти.
4. Гонорары актеров были скромными. У Дмитрия Певцова — 300 долларов за съемочный день, у Олега Басилашвили — 100 долларов. «Бандитский Петербург» часто снимали с одного — двух дублей. Из-за этого обстоятельства порой возникали забавные огрехи. Такие, например, как задорный смех поварихи во время кровавой разборки Адвоката и Гуся.
5. С целью экономии «Бандитский Петербург» снимали не на кинопленку, а на видео. К тому же, одной-единственной камерой. Съемки первой и второй частей шли параллельно.
6. Я уже упоминал о том, что Андрей Константинов стал прототипом своего героя Андрея Обнорского. Однажды Андрей Дмитриевич взял интервью у криминального авторитета Горбатого (Юрий Алексеев), когда тот находился в тюрьме. Горбатый был знатоком антиквариата и имитировал горб. Вскоре после интервью авторитет умер, а сцена вошла в первый сезон «Бандитского Петербурга».
7. В основу сюжета «Барона» легла трагическая история со знаменитой «Данаей» Рембрандта. Картину облил кислотой советский преступник Бронюс Майгис. Полотно 12 лет находилось на реставрации, а ныне надежно спрятано под бронированным стеклом. Майгису 87 лет. Вандал преспокойно живет себе в Литве. Но лично мне история с «Эгиной» напомнила совсем не Данаю, а фильм «Подпасок с огурцом» из цикла «Следствие ведут Знатоки». Помните, как банда уголовников во главе с зятем Боборыкина Альбертом Ивановичем похитила из краеведческого музея портрет кардинала кисти Эль Греко и заменила его копией? Нет сомнений, что Андрей Константинов смотрел сериал про Знатоков и конечно же тоже кое-что оттуда позаимствовал. На это косвенно указывает один примечательный факт. В «Подпаске с огурцом» Пал Палыч Знаменский беседует с искусствоведом Обнорским. А именно такую фамилию Константинов присвоил своему герою Андрею Серегину. Конечно же это не просто совпадение.
8. В роли Андрея Обнорского Владимир Бортко видел только Дмитрия Нагиева. Но Константинов предложил Домогарова. Бортко согласился, но с условием, что тогда Катю будет играть Ольга Дроздова. На роль Юрки-барона предназначался Олег Ефремов, но из-за плохого самочувствия Олег Николаевич играть уже не мог и был заменен на Кирилла Лаврова. В роли Антибиотика Владимир Бортко видел Михаила Ульянова. Однако, у Михаила Александровича принять участие в проекте тоже не получилось.
9. Актер Лев Иванович Борисов в советское время был не очень известен. К концу 90-х годов на счету Борисова было почти сто ролей, но в основном эпизоды. Как, например, в «Разных судьбах».
Рассказывали, что Лев Иванович сильно переживал, что у него такой знаменитый брат (Олег Борисов), а сам он не востребован как актер. Но в 67 лет к Борисову пришла настоящая слава. Артиста стали узнавать на улицах практически все прохожие. Лев Борисов так легко согласился на роль Антибиотика, поскольку, по мнению актера, в персонаже можно было узнать «человека из новостей». Виктор Палыч Говоров — персонаж «нашего времени», а если точнее, времени 90-х, тем он был и интересен Льву Борисову.
10. У каждого режиссера свой стиль общения на съемочной площадке. Но все преследуют одну и ту же цель — добиться максимального результата. К примеру, Алексей Октябринович Балабанов часто кричал и ругался на актеров. Англичанин Йен Келли на съемках «Войны» очень пугался и расстраивался — мол, «у них так не принято«. Владимир Бортко тоже мог поругать артистов, и даже с применением крепких выражений. Особенно когда кое-кто из членов съемочной группы появлялся на работе в нетрезвом состоянии. Добавлю, что Бортко и сам мелькнул в «Бандитском Петербурге» — в роли Семена Андреевича Бородатого «Хоттабыча». «У вас есть джин с тоником? Я и сам джин!» -:)
11. Большинство актеров «Бандитского Петербурга» говорят своими голосами. Но имеются и исключения. Отморозка Костю Молотка озвучил Алексей Полуян. Тот самый, который говорил за Сухорукова в «Брате» а еще сыграл главную роль в «Грузе 200» (маньяка Журова). Роль директора «Лесобанка» Бориса Габриловича дублировал Игорь Ефимов — легендарный мастер советской озвучки.
Голос Ефимова мы слышали и в «Шерлоке Холмсе» (Лестрейд — Борислав Брондуков), и в «Собаке на Сене» (Тристан — Армен Джигарханян) и в «Холодном лете 53-го» (Анатолий Папанов — Копалыч).
12. Продюсеры убеждали Бортко и Константинова в концовке оставить двух адвокатов живыми. Но и режиссер и автор сценария категорически воспротивились. Во-первых, потому что в жизни так не бывает. А во-вторых, какой пример «счастливый финал» подаст подрастающему поколению? Идите в бандиты и сумеете выбраться невредимыми?
13. Владимир Бортко планировал снимать и третью часть «Бандитского Петербурга», однако режиссеру предложили экранизировать «Мастера и Маргариту», после чего Владимир Владимирович покинул проект. Очень жаль!
14. Игорь Корнелюк написал песню «Город, которого нет» специально для «Бандитского Петербурга». По мнению музыканта, главная идея фильма в том, что человек ради мести преступил закон и понес за это наказание. Добавлю, что сотрудничество Бортко и Корнелюка продолжилось в ранее упомянутом телесериале «Мастер и Маргарита».
Как сейчас выглядят актеры, сыгравшие полюбившихся персонажей?
Как вы понимаете, перечислить всех нет никакой возможности, остановимся лишь на некоторых.
Дмитрий Певцов (Челищев) — 61 год.
Алексей Серебряков (Званцев) — 60 лет.
Ольга Дроздова (Катя) — 59 лет.
Александр Домогаров (Обнорский) — 61 год.
Игорь Лифанов (Колбасов) — 58 лет.
Александр Лыков (Гоша Субботин) — 62 года.
Евгений Сидихин (Кудасов) — 59 лет.
Юлия Шумляева (Воронина) — 47 лет. Ушла из профессии и нет ни одного современного фото.
Виталий Пичик (Выдрин) — 54 года.
Леонид Максимов (Гусь) — 67 лет.
Юрий Ковалев (Доктор) — 56 лет.