О том, какие роли исполнили эти актеры, а также что они говорили о подобном опыте — смотри в нашем материале.
Даже несмотря на то, что многим советским артистам запрещали сниматься в зарубежных фильмах, а порой вовсе скрывали от звезд, что «какой-то именитый режиссер» пригласил, например, актрису поучаствовать в его проекте, сам же советский кинематограф не отказывался от сотрудничества с западниками.
А вот кому из них удалось влюбить в себя тысячи советских людей — узнаешь далее.
1. Барбара Брыльска
Без нее сложно представить важную для нашего зрителя мелодраму «Иронии судьбы, или С легким паром!» 1975 года, где мы и познакомились с Барбарой. Именно роль Нади Шевелевой сделала актрису знаменитостью в СССР, а до этого она была популярной (и являлась секс-символом) у себя на родине — в Польше.
В 1977-м она стала лауреатом Государственной премии СССР, и, по словам актрисы, как раз-таки награда перекрыла ее карьеру в родной стране:
«В Польше меня ревновали за то, что я приняла Государственную премию СССР за роль в «Иронии судьбы…», за то, что у меня есть связи в СССР. Они не знают, что, имея подобную славу, я могла себе позволить давать очень жесткие интервью, в которых откровенно говорила о том, что мне не нравится. Любой русский побоялся бы произнести подобные вещи вслух. Но поляки, естественно, эти интервью не читали — они лишь знали, что я часто бываю в СССР и что меня здесь очень любят зрители.
После госпремии я в основном стала работать за границей: в Германии, Чехословакии, Болгарии, России. В Польше мне почти не давали ролей, я постепенно выпала из этого артистического круга».
Теперь же сама Брыльска не горит желанием думать о России. Она считает, что здесь «люди страдают от людей».
2. Ален Делон
Французский актер участвовал в съемках советского фильма под названием «Тегеран-43» 1980 года (роль полицейского Жоржа Фоша). К слову, тогда «Мосфильм» работал вместе со Швейцарией и Францией, потому кинокартина стала неприлично успешной. Делона озвучивал советский, американский и российский актер дубляжа Родион Нахапетов, а режиссер Владимир Наумов не стал скрывать, что именно благодаря французскому актеру «Тегеран-43» стал популярным.
Кстати, идея пригласить Делона родилась спонтанно — уже во время съемок в Париже команда рискнула позвать звезду к себе в фильм. Она не была уверена на сто процентов, что тот согласится, потому предложила ему эпизодическую роль, чтобы он не тратил время на незапланированные проекты. Каким же было удивление фильммейкеров, которым Ален сказал немедленно предоставить ему нормальный сценарий:
«Значит так, завтра, в восемь утра, на французском языке я должен получить двадцать страниц хорошей роли. Если вы это сделаете, я соглашусь».
В 1981-м режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов удостоились приза Всесоюзного кинофестиваля за создание этого шедевра кино.
3. Софи Лорен
В 1969 году началась работа над фильмом «Подсолнухи» советского и итальянского производства. Главных персонажей в драме сыграли Софи Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева, а в центре сюжета находится история итальянского солдата, который попал на Восточный фронт вместо Африки в разгар Второй мировой войны.
Чтобы голливудская дива чувствовала себя в гостях как дома, на время съемок ей выделяли персональный лимузин и лучшие номера в отелях.
Интересно: режиссер Витторио де Сика был уверен, что эпизоды киноленты будут сниматься в Сибири, потому предупредил Софи взять шубу и колготки. Актриса на всякий случай взяла аж пять шуб! По факту же рабочий процесс был в Тверской области (ранее Калининская область), где оказалось не так уж и холодно…
4. Марчелло Мастроянни
У Мастроянни было несколько мечт: сняться в проекте Никиты Михалкова и исполнить роль чеховского персонажа (после просмотра фильма «Дама с собачкой» 1960 года). Михалков исполнил желание Марчелло и обговорил все вопросы во Франции — сошлись творческие натуры на том, что актер сыграет Романо Патрое в картине «Очи черные» (1987), а Никита Сергеевич озвучит его персонажа.
Фильм оказался настолько успешным, что его номинировали на британскую кинопремию BAFTA, «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» (Мастроянни), на «Золотой глобус» и на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
5. Клаудия Кардинале
Совместно с Италией в 1969 году Советский Союз снял триллер «Красная палатка» (история о спасении итальянских аэронавтов в Арктике в 1928-м), режиссером которого выступил Михаил Калатозов. На тот момент он уже был заметной фигурой кинематографа — его фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, потому Кардинале не сомневалась, что Калатозов создаст очередной успешный проект, но теперь с ее участием.
В «Палатке» была всего одна единственная женская роль, которая и досталась Клаудии (медсестра Валерия). Актриса признавалась, что погодные условия в СССР испугали ее даже меньше, чем коллег:
«Эта работа незабываема, для меня это стало особым опытом. Я южанка из Средиземноморья (родилась в Тунисе, — прим. ред.), оказалась в ледяном климате. До сих пор помню тот холод, и все беспокоились обо мне, потому что я родом из Африки, а я чувствовала себя хорошо! На съемочной площадке была прекрасная атмосфера и, из-за холода, немало водки!».
6. Шон Коннери
Еще один участник «Красной палатки» — британский артист Шон Коннери, он же всеми известный секретный агент Джеймс Бонд. Но в 1969-м фильмы массово еще не показывали, потому Коннери был в советских кругах малоизвестен, что обижало и тревожило звезду. Об этом рассказал на своем выступлении Владимир Высоцкий, который познакомился с Коннери прямо в аэропорту — он стоял рядом с организатором кинопроизводства Борисом Криштулом.
«В жизни он такой респектабельный господин, довольно уже лысоватый и полноватый. Приехал Шон к нам сниматься в картину, которая называется «Красная палатка». В общем, он нервничал, когда ехал, думал, что его тут разорвут совсем просто, абсолютно, значит, такой он знаменитый и известный, а у нас этих фильмов никто не видел, его и не знает никто. Так, ходит какой-то человек, и бог с ним. И он две недели отдохнул, подышал полной грудью, так был счастлив, а потом скучно ему стало, не привык он к такому.
Попросил даже какую-то вечеринку сделать. Пришли люди, он их всячески пытался развлекать и говорил по-американски, но никто ничего не понимал. Напитки-то все выпили, которые выставил на стол, иностранные, и ушли. Ну а он посмотрел, — все выпито, стол разрушенный, он и говорит: «Действительно, таинственная страна». Так он и не понял, в чем дело».
7. Кристиан Бейл
Один из самых влиятельных людей мира по версии журнала Time снялся в экранизации повести Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио», срежиссированной Владимиром Грамматиковым. Однако не только СССР работал над проектом — участие принимали фильммейкеры из Норвегии и Швеции, а их основным требованием было утверждение на главные и второстепенные роли англоговорящих актеров.
Одним из таковых стал 11-летний Бейл (сыграл дебютную роль — Юм-Юма). И без «приключений» тогда не обошлось: пока в Крыму в 1986 году проходили съемки, случилась авария на Чернобыльской АЭС, и вся съемочная команда была вынуждена экстренно улететь.
«Именно тогда я впервые почувствовал себя независимым, взрослым парнем. То, что сейчас я как дома чувствую себя в любой точке мира, имеет корнями именно тот ранний опыт, приобретенный в России. Во время съемок бабахнул Чернобыль. Сейчас это даже смешно вспоминать: мы прервали съемки в Ялте всего на две недели, как будто этого было достаточно, чтобы радиация рассеялась. Помню, как перед обедом мы проверяли еду счетчиком Гейгера. И воду в бассейне тоже. И все равно я вспоминаю те съемки с большой теплотой».
Кристиан отмечает, что не мог даже и подумать о каком-то другом старте своей актерской карьеры. Также он считает, что Стивен Спилберг пригласил его исполнить главную роль в «Империи солнца» именно после «бесподобной игры в «Мио»».
8. Питер Фальк
Как-то раз у Питера спросили, верит ли он в то, что станет актером, учитывая свой дефект речи и отсутствие глаза (в три года ему сделали операцию на правом глазу из-за злокачественной опухоли) — он без раздумий дал положительный ответ.
В итоге его дважды номинировали на «Оскар», десять раз — на «Золотой глобус» и двенадцать — на телепремию «Эмми». Выпала Фальку и возможность сняться в советско-итальянском кино «Они шли на Восток», исполнив главную роль, доктора Марио.
В военной драме, основанной на воспоминаниях советских военных, повествуется об итальянских солдатах, которые отправляются сражаться против советской армии вместе с нацистами.
Кстати, у Питера были русские корни по материнской линии.
9. Микеле Плачидо
В 1990 году начались съемки советско-итальянского фильма Владимира Бортко «Афганский излом» об Афганской войне. В нем Микеле изобразил советского десантника Михаила Бандуру, а до этого он долго думал — принять ли ему предложение от режиссера или нет.
«Владимир Бортко очень долго добивался от меня ответа. Я сначала не соглашался, но потом мне пришло письмо, подписанное всей съемочной группой. Артисты хотели, чтобы комиссар Каттани продолжил жизнь в роли советского майора», — признавался Плачидо.
В итоге картина стала по-настоящему жесткой, где изображены даже если не все, то многие реальные моменты военного конфликта 1979-1989 годов. Ради своего персонажа Плачидо научился владеть оружием, также он общался с солдатами, задавая им вопросы о войне.
Озвучивал итальянца актер театра и кино, режиссер Олег Иванович Янковский.
10. Элизабет Тейлор
Англо-американскую актрису трижды награждали кинопремией «Оскар» и звали «Королевой Голливуда», а еще она покорила светское кино! Ее многие знали благодаря фильмам «Клеопатра» «Рапсодия», «Укрощение строптивой», «Баттерфилд 8» и другим.
В сказке «Синяя птица» 1976 года Элизабет сыграла аж четыре роли: фею света, мать, колдунью и материнскую любовь. А вот работать с ней, по признанию коллег, было непросто. Тейлор могла не общаться и хамить остальным, если у нее не было настроения, она требовала завезти в Советский Союз любимые виски… К приезду звезды даже сделали ремонт в студии «Ленфильма» и установили современные туалеты.
И все же актриса была не настолько капризна: она выступала за равные права всего съемочного состава. Дело в том, что советские актеры сидели в каморках и ели бутерброды, запивая их чаем, в то время как западные артисты получали еду из ресторанов. Элизабет это не понравилось, и она закатила истерику, потребовав посадить всех сотрудников за один стол с одинаковой едой из ресторана.
11. Орнелла Мути
Итальянская актриса говорила, что хотела бы сняться в нескольких советских фильмах, однако приняла участие она только в одном — «Жизнь прекрасна» 1980 года, снятом Григорием Чухраем. Актриса вспоминает, как к ней, 24-летней девушке, было приковано множество взглядов, на которые она старалась не обращать внимания. Единственное, что ее волновало — покупка сигарет и других продуктов, которые водились только в «Березке», недоступной для массового покупателя.
Отметим, в марте этого года Мути приезжала в Москву на Неделю моды, чтобы посмотреть на дефилирующую по подиуму дочь. Также она отметила, что ей нравится «атмосфера в России, эти чувства, симпатия».
12. Марина Влади
Марина Влади — французская актриса и последняя жена Владимира Высоцкого. Ее папа, Владимир Поляков, был оперным певцом, который эмигрировал из России в годы Первой мировой войны, а мама — дочь русского генерала, балерина Милица Энвальд.
Сейчас Влади периодически снимается во французских фильмах, а до развала СССР она появлялась в советских проектах: в приключенческой картине «Сны о России», в телесериале «В поисках капитана Гранта» и в мистическом триллере «Пьющие кровь».