Судьба художественного фильма зависит от целого ряда обстоятельств. Некоторые популярные картины не должны были появиться перед массовым зрителем, но все-таки пробили себе дорогу к большим экранам. Но по каким причинам они могли так никогда и не увидеть свет?
«Телохранитель»
Производство «Телохранителя» было крайне тяжелым. Лоуренс Кэздан написал сценарий к будущей постановке еще в 1976 году. Ему потребовалось около двух лет, чтобы найти покупателя на свою писательскую работу. Когда в 1978 году историю все-таки взялись ставить, основные сюжетные повороты в ней изменили до неузнаваемости.
На главные роли в видоизмененном сюжете «Телохранителя» были приглашены Райан О’Нил и Дайана Росс. Через некоторое время после запуска проекта актриса покинула съемки. Отсутствие исполнительницы для главного женского персонажа поставило на паузу весь съемочный процесс.
К работе над нереализованной задумкой вернулись только спустя 14 лет. Актер Кевин Костнер заинтересовался необычным сценарием и с помощью своих связей в Голливуде продавил его перенос на кинопленку. Появившаяся в 1992 году картина приобрела статус культовой.
«Железное небо» (2012)
Кино о переселении преступников на Луну создавалось во многом при помощи народных пожертвований. Бюджет картины постоянно повышался, тормозя ее окончательное завершение. В итоге «Железное небо» стало самым дорогим фильмом в истории финского кинематографа.
Специфическая тематика «Железного неба» усложнила его распространение в ряде государств. Фильм не везде показывался в обычных кинотеатрах и имел сложности с получением рекламы. Отсутствие полноценного проката на больших экранах сделало «фантастическую сатиру» достаточно известной и популярной в интернете. А вот успеха у критиков наполовину опальная лента не добилась. Профессионалы в области киноискусства приняли ее неоднозначно. Они в положительном ключе отмечали уровень спецэффектов в фильме, но критиковали его недостаточно смешной и «острый» сюжет.
«Сало, или 120 дней Содома»
Творение итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини изобилует большим количеством откровенных сцен. Дискуссия по поводу запрета на частичный или полный показ фильма шла около трех лет – с 1975 по 1978 гг. В 1976 году против продюсера провокационной ленты Альберто Гримальди было даже заведено уголовное дело.
Первоначально показ и распространение картины допускались при изъятии четырех наиболее спорных сцен. Позднее гонения на ленту были полностью отменены. Весь отснятый материал был признан «произведением искусства», благодаря чему демонстрация даже наиболее вызывающих моментов фильма стала разрешена.
«Калигула»
Картина о диктаторе из Древнего Рима имела несколько проблем при своем выходе. Один из самых острых конфликтов разгорелся непосредственно между создателями ленты. Так, главный сценарист и многие актеры оказались недовольны финальным вариантом произведения. Позднее от участия в создании кинофильма «Калигула» отрекся и его режиссер – Тинто Брасс. Недовольство остальной съемочной команды было вызвано вмешательством в итоговый вариант фильма его продюсера – Боба Гуччионе.
Неопределенная судьба фильма объяснялась наличием в нем большого количества недетских сцен. По этой причине фильм имеет сразу несколько вариантов, различающихся по степени «откровенности».
Вызывающий характер «Калигулы» определил его тяжелую прокатную «судьбу». Во многих государствах фильм демонстрировался в укороченном виде или только в специальных кинотеатрах. При этом были страны, в которых «Калигула» была запрещена полностью.
«Кен Парк»
Фильм о непростом взрослении подростков во многих странах признан провокационным. Наиболее часто конфликты на фоне ленты разгораются из-за ее внимания к молодому поколению и слишком прямолинейной демонстрации их проблем.
Тематика подросткового откровенного кино принесла трудности с показом ленты в ряде стран. В Великобритании ей не предоставили прокатного удостоверения. В США картина практически не показывалась в обычных кинотеатрах. Существует заметно отредактированная версия картины, которая чаще всего и демонстрируется перед массовым зрителем.
«Соник в кино»
Впервые перенести приключения Соника на большие экраны планировали в 1994 году. Фильм должен был совместить элементы компьютерной графики и живых съемок. Но сотрудничество кинематографистов и специалистов по современным технологиям расстроилось. Реализация амбициозного проекта застопорилась.
В 2013 году к идее появления анимационного героя в кино вернулись вновь. Над запуском картины начала работать компания Sony, однако дальше первоначальных наработок все снова не зашло.
Пауза продолжалась до 2017 года, когда права на героя были переданы компании Paramount. Первоначально выпуск ленты планировался на 2019 год, однако из-за доработок внешности главного героя его пришлось перенести. Выход многострадального проекта на большие экраны состоялся в феврале 2020 года, и все ожидания оказались оправданы, потому что «Соник в кино» собрал 320 миллионов в прокате.
«Грязь» (2013)
Фильм о карьерных притязаниях детектива Брюса Робертсона получил максимальные возрастные ограничения в большинстве стран. Поведение и характер главного героя кино были признаны безнравственными, некоторые сцены с ним – слишком откровенными.
Некоторые страны ограничивали прокат и рекламу картины. Часто кинотеатры по собственной инициативе отказывались пускать «Грязь» на свои экраны, однако фильм, собравший в прокате всего лишь 8 миллионов, впоследствии нашел своего зрителя и стал культовым.
«Рождение нации» (1915)
Коммерческий успех только способствовал неоднозначной реакции на фильм «Рождение нации». Против показов собирались целые демонстрации, с особыми заявлениями выступали влиятельные организации. «Цветное» население США считало, что «Рождение нации» выставляет их в некрасивом свете. К этому же мнению склонялись и многие критики.
Неоднозначное отношение к темнокожему населению, показанное в ленте, заставило цензуру вырезать из фильма некоторые сцены. По этой причине имеется несколько версий нашумевшего проекта разной продолжительности. Выбор в сторону того или иного варианта картины часто зависел от законов конкретного штата.
Фильм «Рождение нации» стал поводом для появления цензуры в кино. Сейчас он показывается студентам в кинематографических школах в образовательных целях. Однако до сих пор есть кинотеатры, которые отказываются предоставлять ему хоть какой-либо прокат.
«Шоугелз»
Во время кастинга на главную роль «Шоугелз» режиссер Пол Верховен столкнулся с большими трудностями. Именитые актрисы отказывались от участия в фильме из-за его содержания. Выбор в пользу Элизабет Беркли, которая до этого снималась в семейных ситкомах, только добавил неоднозначности фильму.
Уже во время тестовых показов кино от зрителей пошел поток негативных реакций. Однако создатели не стали прислушиваться к критике и вносить изменения в сценарий. Позже стало очевидно, что это было ошибкой.
Итоговый вариант фильма отказывались принимать многочисленные кинотеатры. Реклама картины также была затруднена: большие газеты и телевизионные каналы не хотели упоминать о ленте. «Шоугелз» получил множество номинаций на премию «Золотая малина». Неоднозначная реакция на фильм нанесла большой урон карьере исполнительницы главной роли – Элизабет Беркли. Примечательно, что Пол Верховен предупреждал Элизабет – он говорил ей, что ее ждет либо ошеломительный успех, либо сокрушительный провал и падение. Элизабет решила рискнуть, но риск совсем себя не оправдал.
«Бэтмен и Робин»
Фильм 1997 года считается одним из худших по вселенной супергероя Бэтмена. Желание создателей привлечь детскую аудиторию и соответствующее визуальное оформление сделали фильм предметом насмешек со стороны фанатов. Слишком быстрое течение съемок во многом стало причиной неубедительной игры актеров.
Серьезный бюджет не помог авторам «Бэтмена и Робина» создать хорошие спецэффекты. Чрезмерно большое использование компьютерных эффектов только добавило «искусственности» происходящему на экране.
«Бэтмен и Робин» – фильм, который признали неудачным и зрители, и его создатели. Коммерческий провал только подтвердил несостоятельность работы 1997 года.
«Поле битвы: Земля»
Появление фантастического блокбастера было омрачено сразу несколькими ситуациями. Фильм говорил о любимом религиозном направлении Тома Круза в позитивном ключе, это оттолкнуло от картины широкий пласт зрителей, что тут же сократило количество выделенных экранов. Дальнейшие судебные разбирательства по поводу махинаций с бюджетом ленты только закрепили ее негативный фон.
Специалисты подвергли критике работу режиссера и других создателей проекта. Явные ошибки в кастинге сделали неубедительной игру почти всех актеров. Большинство персонажей в «Поле битвы: Земля» выглядело неправдоподобно, их поведение часто можно было назвать нелогичным.
Фильм 2000 года стал одним из самых ярких провалов в истории кинематографа. В 2001 году он получил рекордное количество наград в антипремии «Золотая малина».