Война во Вьетнаме — конфликт, который оставил долгосрочные последствия для США. Изначально это была гражданская война, которая переросла в глобальное противостояние: США и их союзники поддерживали Южный Вьетнам, а Северный Вьетнам — Советский Союз и другие страны. Вмешательство США было крайне противоречивым, и именно через фильмы о Вьетнамской войне общество пыталось осмыслить её ужасы, моральные сложности и травмы.
Хотя одними из первых фильмов о Вьетнаме были сняты ещё во время самой войны, большинство наиболее честных и глубоких картин появилось уже после её окончания. Оценить реализм сложно, если не был участником конфликта, но эти фильмы — в той или иной степени — ощущаются подлинными, показывая стресс, моральную неоднозначность и психологические последствия войны так, как это может сделать только кино.
1. «Военные потери» (1989)
«Военные потери» — совсем не развлекательный фильм, особенно на фоне других работ Брайана Де Пальмы. Это суровая, безжалостная и отчаянная картина, основанная на реальном преступлении, совершённом во время Вьетнамской войны. Де Пальма был мастером напряжённых фильмов, но здесь он достигает особой силы и честности.
Фильм выделяется одной из лучших драматических ролей Майкла Дж. Фокса, который раскрывает свой недооценённый актёрский диапазон. Это тяжёлое, но необходимое для понимания войны в кино, показывающее моральные дилеммы и жестокие реалии конфликта.
2. «Пуля в голове» (1990)
В начале «Пуля в голове» кажется ещё одним криминальным боевиком Джона Ву, возможно, даже в духе героического боевика. Но вскоре герои, приехавшие во Вьетнам ради криминальных дел, попадают в плен к вьетнамцем и оказываются втянутыми в самую гущу войны.
Большая часть фильма напоминает драму о военнопленных, и Ву не щадит зрителя, показывая все ужасы такого существования. Да, здесь есть экшен и зрелищность, но реалистичное изображение войны подкрадывается неожиданно и производит особенно сильное впечатление, особенно если вы ожидали типичный фильм Джона Ву.
3. «Апокалипсис сегодня» (1979)
«Апокалипсис сегодня» — это не только реалистичный фильм о Вьетнаме, но и масштабное, многослойное произведение. Хотя боевые действия в основном показаны в первой части, вторая половина становится всё более сновидческой и даже кошмарной, особенно после появления героя Марлона Брандо.
Тем не менее, фильм показывает ужасы войны, чрезмерное применение силы и психологические последствия для участников. Картина мастерски передаёт ощущение потерянности, растерянности и перегруженности — именно так чувствуют себя многие герои. «Апокалипсис сегодня» — это и реализм, и сюрреализм войны одновременно.
4. «Спасительный рассвет» (2006)
В основе фильма — реальная история: пилот, сбитый над Лаосом во время Вьетнамской войны, вынужден выживать в джунглях практически в одиночку.
Режиссёр Вернер Херцог, известный своими фильмами о противостоянии человека и природы, здесь показывает, каково это — бороться за выживание в нечеловеческих условиях. Кристиан Бэйл в главной роли демонстрирует невероятную самоотдачу.
Фильм не только основан на реальных событиях, но и снят так, чтобы зритель прочувствовал весь ужас и одиночество героя. Херцог также снял документальный фильм о настоящем Дитере Денглере — «Маленький Дитер должен летать».
5. «Рождённый четвёртого июля» (1989)
В этом фильме Том Круз играет реального солдата и будущего политического активиста Рона Ковика, который был парализован во время войны и после этого стал одним из самых известных противников конфликта.
«Рождённый четвёртого июля» не стесняется эмоций: Круз играет на пределе, а режиссёр Оливер Стоун прямо выражает свою позицию. Это страстный фильм, исследующий физические и психологические последствия войны, а также путь от солдата до борца за мир.
6. «Охотник на оленей» (1978)
Структура фильма чётко делится на три части: жизнь до войны, во время и после неё для группы американских друзей. Картина длится около трёх часов, и каждая треть посвящена одному из этих этапов.
Хотя в фильме есть исторические неточности и драматические преувеличения, он остаётся очень приземлённым и честным. «Охотник на оленей» успешно показывает, какими были эти люди до войны, и как участие в конфликте навсегда их изменило — и всегда не в лучшую сторону.
7. «Цельнометаллическая оболочка» (1987)
Главная тема фильма — дегуманизация. Картина состоит из двух частей: сначала показана жизнь на базе подготовки, где сержант доводит солдата до безумия, а затем — хаос настоящих боевых действий.
Жестокость проявляется по-разному в обеих частях, и каждая заканчивается чрезвычайно жестокой сценой, подчёркивающей ужасы как обучения, так и войны. Дегуманизация начинается задолго до боя — это одна из главных истин «Цельнометаллической оболочки», делающая фильм особенно тяжёлым и тревожным.
8. «Взвод» (1986)
За несколько лет до «Рождённого четвёртого июля» Оливер Стоун снял ещё один фильм о Вьетнаме, крайне критичный к участию США.
«Взвод» — антивоенный фильм, сочувствующий молодым солдатам, чьи идеалы и мораль раздавлены масштабом, ужасом и жестокостью войны.
Фильм динамичный и кинематографичный, но при этом не уходит от показа физических и эмоциональных последствий войны. Всё это делает «Взвод» одной из самых реалистичных картин о Вьетнаме.
9. «Возвращение домой» (1978)
Вышедший в один год с «Охотником на оленей», этот фильм показывает, как война влияет на жизнь после возвращения с фронта, почти не показывая самих боевых действий.
Действие происходит в США, и основное внимание уделяется трудностям адаптации выживших солдат.
Это ещё и романтическая драма: война разрушает одни отношения и создаёт другие, когда героиня заводит роман с парализованным ветераном.
Фильм особенно ценен тем, что был снят вскоре после окончания войны и выглядит очень «настоящим»: многое кажется импровизированным, актёры не выглядят гламурно, а съёмки ведутся на реальных локациях.
10. «Высота «Гамбургер»» (1987)
«Высота «Гамбургер»» — один из самых прямолинейных и честных фильмов о Вьетнамской войне, хотя часто его незаслуженно забывают на фоне «Взвода» и «Цельнометаллической оболочки».
Картина рассказывает о реальном, одном из самых кровавых сражений войны, и не пытается приукрасить происходящее.
Фильм максимально близок к реальности: он показывает, как мясорубка войны перемалывает людей, и не даёт зрителю ни передышки, ни иллюзий.
«Высота «Гамбургер»» — один из немногих фильмов с идеальным рейтингом, и его обязательно стоит посмотреть всем, кто хочет понять настоящие ужасы войны во Вьетнаме.