Арнольд Шварценеггер — один из самых известных героев боевиков во всей истории Голливуда. Шварц плотно ассоциируется с одними из лучших боевиков времён 80-ых и 90-ых. За свою карьеру играл актёр преимущественно в двух жанрах: боевике и комедии. Каких-либо особенно драматических работ в его карьере не представлено, да и награды за кино у него отсутствуют, но в сердцах зрителей он наверняка останется культовейшим экшен-героем (есть разве что у него Золотой глоуб за Лучшего дебютанта за «оставайся голодным»). Первый настоящий успех пришёл к Арнольду в 1982 году с выходом «Конан-варвара», а в 1984 вышел культовый «Терминатор» Джеймса Кэмерона, который уже полноценно продвинул Арни к статусу звезды. За 90-ые он несколько раз обновлял планки самых крупных зарплат для актёров. И хотя провалов у Арнольда в то десятилетие было порядочно, в целом именно этот период можно назвать у него самым успешным. 2003 же подвёл черту под звёздной карьерой актёра, так как он ушёл в политику. В 10-ых Арни вернулся в кино и сейчас снимается в нём довольно активно, но чаще всего получаются проекты очень скромного качества. Сейчас хотелось бы выделить в карьере актёра 10 самых лучших фильмов, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино — КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два — сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
10. Конан-варвар (1982), (69+69+(66+43)/2)/3=64.16
Открывает десятку лучших фильмов Шварца, по сути, его первая большая роль в кино, хотя средний балл в 64 из 100 не назовёшь особо выдающимся. Вообще, у большинства фильмов с Арни из 80-90-ых на КиноПоиске оценка очень даже хорошая и 7 баллов из 10 пересекает. «Конан-варвар» почему-то остановился на пороге серой зоны, хотя вроде бы классический приключенческий экшен в духе более менее всех фильмов Арнольда. Единственное, что несколько выделяет Конана, — это время действия. Варвар как бы намекает на далёкое прошлое, так что кино оказалось по всем фронтам чересчур «мужицким». Наверное, это вот как раз тот уровень фильмов, который был бы уничтожен феминистками, выйди он сейчас. Мы проводим почти все 2 ч, наблюдая за завоеваниями героя и бесконечными драками. Он дерётся с противниками поодиночке, потом даёт отпор целой армии, всё это делая в своеобразном стиле. Визуально «Конан-варвар» выглядит на удивление здорово — декорации построили на славу, а качество живой постановки располагает к тому, чтобы без проблем посмотреть кино в наше время. Правда, ожидать стоит прям совсем прямолинейный боевик про месть в декорациях совсем уж далёкого прошлого. Хотя, ладно, признаю, сильный женский персонаж в картине всё-таки присутствует (даже на постере есть), но в сравнении с Арни вообще очень трудно воспринимать второстепенных персонажей за боевую единицу. В общем и целом «Конан-варвар» оставляет положительные впечатления, так как в качестве классической жанровухи на вечер это кино неплохое, но чересчур простое по сюжету и сценарию.
9. Бегущий человек (1987), (71+67+(66+45)/2)/3=64.5
Я много раз говорил о том, что не нравятся мне продолжения «Голодных игр», но первая часть исключительно из-за концепции мне зашла. Так вот, «Бегущий человек» — это «Голодные игры», которым уже не нужно делать скидку на топорную постановку и тотальную бессмысленность происходящего. Главный герой Шварца попадает в игру на выживание, что транслируется в реальном времени в телеэкраны зрителей. Арни нужно победить в этом кровавом конкурсе, вместе со своей командой регулярно попадая под какого-нибудь помешанного злодея с дурацкой суперспособностью. С точки зрения экшена получился определённо сильно выделяющийся боевик 80-ых. Экшена не только в достатке, он весьма изобретательный и прекрасно использует возможности взрослого рейтинга. Конечно, кино скорее разбивается на блоки, где Арни и ко должны разобраться с одним монстром, но в целом это смотрится достаточно бодро и интересно. Антураж и декорации тоже выше всяких похвал, всё до сих пор выглядит вполне себе натурально и аутентично для мира будущего. Финал же вызывает у меня острое дежавю, как будто бы я уже видел кино с точно такой же развязкой, но у меня так и не вышло вспомнить его название. В целом же получился визуально изобретательный и с лёгкой примесью сатиры боевичок, вполне себе способный тягаться с лучшими работами в карьере Шварценеггера.
8. Неудержимые 2 (2012), (70+66+(67+51)/2)/3=65.0
Первая часть показала, что простецкий боевик без сценария, снятый исключительно ради показа культовых экшен-личностей 90-ых, может приносить много денег, так что на второй части фана и экшена стало ещё больше, а вот логики не прибавилось. Правда, мне сиквел показался намного бодрее и зрелищнее первой части. Сюжет всё ещё был слабой частью проекта, белыми нитками связывая экшен-сцены, но в этот раз хотя бы классные экшен-сцены. В первой части было очень больно смотреть на компьютерный огонь и какие-то мазки краски вместо крови, продолжение же немного исправило эти проблемы. Знаете, я как будто бы посмотрел все боевики 90-ых разом: тут есть кусок для Уиллиса, Шварца, Чака Норриса и всех остальных культовых актёров того времени. Я бы просто взял и к чёрту вырезал все диалоги, слушать которые было довольно-таки мучительно. Было гораздо приятнее смотреть на фановый экшен, который даже не пытался хоть как-то обозначить угрозу. Персонажи даже не пытаются играть в страх, так как все собравшиеся понимают: никто из них не умрёт. Это вообще убивает всяческую интригу, так что вся трилогия держится на одном-единственном моменте: это объединение крутых актёров. Вы просто попробовали это сделать в 2010 — получилось, на мой взгляд, плоско, но было нормально. Ко второй части добавили экшена и звёзд в каст — получилось чуть забавнее и веселее. Тут относительно идеальный баланс юмора, экшена и ностальгии, так что «Неудержимые 2» в этой теперь уже квадрологии мне показались самым классным боевичком на вечер. Но вот с третьей пошло уже просто унылое безобразие.
7. Терминатор: Восстание машин (2003), (68+63+(70+66)/2)/3=66.33
«Терминатор» наряду с «Назад в будущее» является примером великолепной франшизы о перемещениях во времени. Только если историю Марти и Дока с триквелом ожидал счастливый финал, то «Терминатор» всё никак не может до своего добраться и с каждой новой попыткой начинает историю с чистого листа. Триквел, несмотря на достаточно тёплый приём по отношению к другим продолжениям, всё же лишился Джеймса Кэмерона — как сценариста, так и режиссёра. Терминатор, по сути, лишился своего главного создателя и уже казался референс-пародией, но со скрипом сохранял достоинство дилогии. Я же при всей любви к шедевральным творениям Джеймса Кэмерона не могу принять истории, которые противоречат смыслу и заложенным изначально идеям автора. Судный день — фильм о том, что судьбу можно поменять, а рокового апокалипсиса избежать. Восстание машин — фильм о том, что все твои старания тщетны, поскольку будущее всё равно преподнесёт тебе неприятные сюрпризы. Также уже триквел определил дальнейшее развитие франшизы, что эту серию и погубило. Кино старалось завлечь не своей историей, а своим брендом. Все идеи и интересные мысли Кэмерона были выброшены и заменены на бесконечные референсы, неуместный юморок и бессмысленный экшен. Это доказывает, например, бюджет в 200 млн долларов. Студия явно намеревалась собрать побольше денег, а помочь этому мог крышесносный бюджет. Но хотя триквел был почти в два раза дороже сиквела, визуальная сторона у него сохранилась на удивление плохо. И дело в том, что практически всё снималось при помощи зелёного экрана, а графику спустя почти 20 лет нисколько не пожалело. На мой взгляд, Восстание машин просто отвратительно, но ещё не то самое днищенское дно франшизы, коим стал Генезис.
6. Коммандос (1985), (74+67+(67+51)/2)/3=66.66
«Коммандос», наверное, можно назвать прям самым классическим боевиком с непревзойдённым Арни. Дикий и практический бессюжетный экшен с кучей пиротехники и горой трупов, павших от руки Шварца. Есть много боевиков без историй, которые показывают только экшен, изобретательным образом смакуя насилие. И если подобные боевики и могут существовать, то только так, как это делает «Коммандос». Сюжет развивается по самым классическим тропам, а сценарий состоит из небольшого пересказа этого самого сюжета в купе с колкими убийственными фразами от Арнольда. Для бюджета в 10 млн экшен оказался на удивление масштабным и эпичным, ну а сам главный актёр предстаёт здесь просто в лучшей своей форме. Это непревзойдённая машина для убийств, делающая эта со своей особой харизмой и обаянием. Лично мне в данном случае абсолютно плевать на всю шаблонность и простоту этого боевика — это вот прям полтора часа искреннего наслаждения. Я бы назвал «Коммандос» примером идеального боевика на вечер, образцового в карьере Шварценеггера.
5. Правдивая ложь (1994), (78+73+(70+63)/2)/3=72.5
В случае с «Правдивой ложью» получается довольно интересная история. Джеймс Кэмерон знаменит не только исключительно режиссёрской деятельностью — он к своим фильмам ещё и сам пишет сценарии. К «Правдивой лжи» же написал сценарий лично Арнольд Шварценеггер, а потом пришёл к своему другу Джеймсу с просьбой что-то подправить, а позднее и снять фильм. В итоге же Кэмерон вроде как сценарий Шварца выкинул, а затем написал свой собственный, что идёт в разрез с тем фактом, что «Правдивая ложь» является ремейком «Тотальной слежки». Но так как про этот французский фильм 1991 не знает практически никто, а Кэмерон со своим бюджетом в 115 млн баксов и культовым актёром боевиков собрал банк в прокате и отличные оценки, то становится очевидно, что ремейк победил по всем фронтам. Это тот случай, когда все на съёмках веселились от души, но при этом на выходе оказался один из лучших фильмов в карьере практически всех задействованных в производстве — кроме Джеймса Кэмерона. Худший ли это его фильма — да. Плох ли этот фильм — нет, нет и ещё раз нет. В такой карьере даже такие отличные вещи вроде «Правдивой лжи» занимают последние места. Но фильм всё равно получился очень весёлым. Касательно юмора это из лучших фильмов Кэмерона, этого не отнять. Экшен же не стал прорывом уровня второго «Терминатора», но всё равно остаётся очень зрелищным и интересным. На деле получился отличный комедийный боевик с налётом мета-иронии. В целом кино очень хорошее, но в карьере Джеймса Кэмерона действительно откровенно невыдающееся, 8 из 10.
4. Хищник (1987), (79+78+(80+47)/2)/3=73.5
«Хищник» с Арнольдом Шварценеггером не стал каким-то переизобретением боевика с революционными идеями или подходом к съёмкам. Напротив, это боевик в классическом проявлении, где группа вояк во главе с культовым актёром даёт отпор очередному негодяю. Разве что в этот раз злодеем оказался хитрый пришелец, впоследствии ставший знаковым персонажем в поп-культуре. Для меня же «Хищник» является одним из самых любимых фильмов со Шварцем. Во-первых, мне очень нравятся сюжеты в духе фильма Джона МакТирнана. Группе военных нужно столкнуться с врагов в диких условиях, устроив крутой экшен в красивейший джунглях. Несмотря на простоту в сценарии, фильм превосходно написан. Картина грамотно устраивает битву между Хищником и группой главных героев. По сути, вся банда просто движется из точки А в точку Б, а пришелец в каждой новой локации уменьшает количество людей, но как же это классно работает. Фильм умудряется предоставить зрителю кучу очень зрелищных перестрелок, при этом не делая обе стороны беспросветными кретинами. Главным хитрецом у нас стал Хищник, но и группа Датча так или иначе руководствуется логикой, не как это было в версии из 2018, где каждый был клиническим идиотом. «Хищник» 1987 — это просто потрясающий фантастический боевик, который, может, и не может похвастаться закрученным сюжетом, но это не отменяет всей крутости проекта, над которым действительно старалась вся съёмочная группа.
3. Вспомнить всё (1990), (77+75+(82+60)/2)/3=74.33
Пол Верховен — однозначно великий режиссёр-фантаст (так ведь говорят?), а апофеозом среди его фантастических лент определённо является «Вспомнить всё» ( конечно, есть ещё «Робокоп», но ему больше идёт криминальный триллер и боевик). Как это случается с культовыми фильмами 80-ых и 90-ых, ремейк ленте Пола Верховена так же выдали (ровно как и «Робокопу»), что только подтвердило статус оригинального фильма. Незаменимой частью «Вспомнить всё», конечно, является наш любимец Арни в ещё одной своей лучшей форме. Ещё, решивши освежить кино в 2023, я вдруг выяснил, что Шерон Стоун тоже принимала участие в этой ленте. Удивительно то, что Верховен дал ей роль второстепенной злодейки, а не главную женскую, к примеру. Кому как, а я вот всегда ценил «Вспомнить всё» за его динамику. Это ведь практически нескончаемая экшен-погоня, где Арни постоянно от кого-нибудь сбегает, идя за своей миссией. В последнее время появились пустоголовые боевики, которые в моменты экшена становились просто умопомрачительно скучными, но лента Верховена этого избежала, умудряясь держать бешеный темп. Качество экшена хотя, взглянув на ленту свежим взглядом, не то чтобы сильно выделяется на фоне других боевиков 90-ых. Не самые изобретательные перестрелки и погони, которые лишь пару раз схлестнутся с чем-нибудь футуристическим вроде голограмм. Хотя это вряд ли делает кино хуже. Боевик-то всё равно даст прикурить современному экшену. На мой взгляд, кино хоть и не самое лучшее в карьере Пола Верховена, но всё равно очень достойное, 8 из 10.
2. Терминатор (1984), (80+81+(100+84)/2)/3=84.33
Полноценный дебют Джеймса Кэмерона, ставший по итогу культовым, просто не мог не попасть ближе к вершине списка. Не секрет, что я очень посредственно отношусь к сиквелам без Кэмерона в кресле постановщика, но произошло это только из-за того, что первые две части просто великолепны. Превосходно всё: от сюжета и актёров до режиссуры и атмосферы. При небольшом бюджете в 6,5 млн долларов Джеймс Кэмерон смог создать фильм, который убедительно показывал все аспекты истории реалистично. Джеймс — просто гений спецэффектов. Он сумел показать реалистичным ( кроме одной-двух сцен) все сцены с Терминатором, правдоподобно показать мир ужасающего прошлого. Но ещё круче работа Кэмерона со сценарием. При относительно не самой гениальной концепции о мрачном будущем, которое можно изменить, если отправиться в прошлое ( с высоты 21 века, разумеется), Джеймс сумел снабдить историю массой запоминающихся моментов. Причём сам сценарий даст прикурить огромному количеству современных действий. Режиссёр и сценарист умело играется с ожиданиями, верно настраивает события, делая каждую новую сцену с атакой Т-800 более масштабной и интригующей. Ну а диалоги между Кайлом и Сарой прописаны невероятно кропотливо. Нет ни одной лишней сцены или строчки в диалоге. Но ещё лучше сработал Кэмерон-режиссёр. Несмотря на то что первый «Терминатор» стал настоящим дебютом для постановщика, режиссура просто невероятно хороша. Кэмерону при помощи камеры, монтажа, цветокора и визуала удалось грамотно обозначить происходящие события. Т-800 — бескомпромиссная машина для убийств, от которой у главных героев нет шансов спастись. «Терминатор» становится прекраснейшим остросюжетным триллером с налётом безысходности, что для меня стало главным плюсом. По-моему, первый «Терминатор» — шедевр на все времена, 9 из 10.
1. Терминатор 2: Судный день (1991), (84+86+(91+75)/2)/3=84.33*
Несмотря на и без того высокую планку, которую задрала первая часть, нельзя не согласиться с тем, что сиквел стал если не лучше по всем фронтам, то уж точно является таким сиквелом, который стал достойным преемником оригинала. И для меня Судный день не только пример идеально сиквела, для меня это самый любимый фильм в целом. Я обожаю здесь каждый кадр и готов пересматривать его сотни раз. И этот фильм уже, получается, в четвёртый раз доказал, что Джеймс Кэмерон — гений. «Чужие» уже доказали, что режиссёр умеет ставить качественные продолжения и без того качественных оригиналов, но второй «Терминатор» стал квинтэссенцией мастерства постановщика. Умудриться создать бесспорный шедевр по всем фронтам из весьма неизвестного скромного фильма из середины 80-ых ( всё-таки первый «Терминатор» стал действительно популярным после выхода второго) — тут нужен талант. И умалять достоинства Кэмерона, как сценариста, нет никакой возможности. Джеймс идеально повторил сюжет и концепцию оригинала, при этом сбив все это более масштабной историей. Огромным образом этому способствовал и рекордный для кинематографа того времени бюджет в 102 млн долларов. Благодаря такому размаху Кэмерон не только сумел произвести революцию в области компьютерной графики, но и сумел создать восхитительный натуралистичный экшен, который смотрится в разы лучше и эффектнее ну просто всех фильмов. Ещё одним блестящим ходом стала смена злодея и героя. Пусть именно Шварца прежде всего все считают тем самым Терминатором, но в Судном дне он стал положительным персонажем, что способствовало появлению кучи потрясающих драматических и боевиковых сцен. Ну и Т-1000, который стал потрясающим антагонистом для блокбастеров в целом, который до сих пор умеет нагнать саспенса и угрозы. Если честно, не знаю, каким ещё образом можно сказать, что «Терминатор 2: Судный день» — один из лучших фильмов всех времён, 10 из 10.
Достойные упоминания:
Красная жара (1988), (67+61+(68+61)/2)/3=64.16
Детсадовский полицейский (1990), (69+62+(53+61)/2)/3=62.66
План побега (2013), (71+67+(50+49)/2)/3=62.5
Возвращение героя (2013), (66+63+(61+54)/2)/3=62.16
Близнецы (1988), (72+61+(42+53)/2)/3=60.16