Робина Уильямса называют комиком, но он вошёл в историю кинематографа как один из величайших драматических актёров мира. Постаревший, но не повзрослевший Питер Пэн; робот, влюблённый в свою хозяйку; отец, решившийся стать женщиной ради заботы о своих детях; пожилой владелец фотолаборатории, ставший психопатом из-за одиночества и зависти к чужой жизни… Образы, воплощённые Робином Уильямсом, навсегда останутся эталоном высокого искусства.
Детство
Робин Уильямс родился 21 июля 1951 года в Чикаго. Его отцу Роберту было 45 лет и для него, как и для его жены Лори, это был второй брак. Роберт был топ-менеджером автомобильного гиганта Ford, а Лори давно оставила модельный бизнес и занималась воспитанием детей.
Робин был младшим ребёнком в семье, в которой воспитывались дети от предыдущих браков. Старшие братья и сёстры не особенно интересовались Робином. Страдая от избыточного веса, он рос очень стеснительным и был вынужден посещать школьного психолога. Подросток сумел избавиться от лишних кило, но комплексы по поводу собственной внешности будут преследовать его всю жизнь. Стеснительность он искусно маскировал шутками и вскоре приобрёл репутацию школьного остряка.
В 1963 году семья переехала в Детройт, где отцу предложили возглавить головной офис компании. В автомобильной столице Америки Уильямсы обосновались в роскошном особняке из 30 комнат, а в новой школе Робин обрёл друзей, которые сразу приняли его в свой круг. В классе мальчик стал лучшим учеником, а его чувство юмора сделало его одним из самых популярных парней школы.
В 1969 году Робин поступил на курс политологии в Клермонтский колледж, показав на вступительных экзаменах один из самых высоких результатов. После того, как юноша стал играть в студенческом театре, карьера дипломата перестала его привлекать. Через год Робин оставил колледж и переехал в Нью-Йорк. Родители были расстроены выбором сына, но попытались понять его.
Карьера. Начало
Днём Робин овладевал актёрским мастерством в Джульярдской школе, а по вечерам выступал в нью-йоркских клубах с юмористическими монологами. Скетчи молодого стендапера пользовались популярностью, а владельцы клубов хорошо платили Робину, которого на этом этапе жизни всё устраивало. Через два года его учитель Джон Хаусман посоветовал Уильямсу немедленно бросать ремесло ресторанного комика, пока оно до конца не убило в нём задатки большого актёра, и ехать в Голливуд, чтобы заняться серьёзной работой.
Послушав наставника, в Лос-Анджелес Робин переехал, но работу комедианта не бросил. В 1977 году его выступление увидел продюсер Джордж Шлэттер и пригласил юношу в своё телевизионное шоу «Хохмы», которое переживало не самые лучшие времена. Участие молодого яркого артиста реанимировать проект не помогло, но привлекло к Робину внимание других продюсеров. В течение всего года Робин был частым гостем популярных шоу и даже выступал в клубах Лондона, где покорил сердца чопорных англичан.
В конце 1978 года Уильямса пригласили в популярный ситком «Морк и Минди», где ему была предложена роль потешного инопланетянина Морка, влюбившегося в земную девушку. Проект выходил на протяжении четырёх лет, а за свою роль Робин получил первую награду – «Золотой Глобус».
На большом экране Робин впервые появился в 1980 году в комедийной музыкальной ленте «Попай», в которой он сыграл закалённого ветрами и волнами «морского волка», его партнёршей была Шелли Дюваль. Фильм успеха не имел и вошёл в историю только как первая картина, в которой снялся Робин Уильямс.
С 1981 по 1987 год актёр работал на съемках нескольких фильмов. Самыми значимыми работами Робина этого периода считаются комедийная лента «Школа выживания», в которой он сыграл неудачника, спасающегося от преследования психопата, драма по роману Джона Ирвинга «Мир по Гарпу», в которой он снимался в компании Гленн Клоуз, и мелодраматическая комедия «Москва на Гудзоне», где он исполнил роль русского музыканта, случайно сбежавшего в Америку в поисках лучшей жизни.
В 1987 году роль журналиста в антивоенной сатире «Доброе утро, Вьетнам» принесла актёру второй «Золотой Глобус» и первую номинацию на главный приз киноакадемии. Также в фильме играли Форест Уитакер и Бруно Кирби.
Лучшие роли. 1988 – 2000
В 1988 году актёр попал в поле зрения сумасшедшего гения Терри Гиллиама, который снимал картину о похождениях барона Мюнхгаузена. Роль Короля Луны с отделяющейся и произвольно летающей головой в исполнении Уильямса достойно влилась в причудливую мозаику, в которой играли Джон Невилл, Сара Полли, а также юная Ума Турман и знаменитый пайтоновец Эрик Айдл.
Роль преподавателя словесности в «Обществе мёртвых поэтов» полностью изменила отношение актёра к самому себе. Если до этой картины Уильямс воспринимал себя исключительно как комедийного актёра, то исполнив роль Джона Киттинга, он раскрыл в себе потенциал драматического актёра. Картина имела огромный успех у зрителей, но была неоднозначно принята критиками, которые осуждали создателей фильма за излишний, по их мнению, акцент на скоротечности жизни и неизбежности смерти. В фильме играли молодые Итан Хоук, Гейл Хэнсен и Джош Чарльз. Истинным украшением фильма стала красавица Лара Флинн Бойл.
В не очень известной российскому зрителю драме «Пробуждение» Робин играл доктора, открывшего чудо-лекарство, способное вернуть радость жизни больным, страдающим редким заболеванием. В этой картине, снятой по реальным событиям, описанным доктором Оливером Саксом, роль одного из пациентов играл Роберт Де Ниро. На съёмках Робин неловко повернулся и случайно ударил Роберта, которому сломал нос. Впоследствии оба актёра много шутили на эту тему, а Де Ниро даже сказал, что Робин не сломал ему нос, а вправил его. Другие роли в этой трогательной картине исполняли Питер Стромаре и Макс фон Сюдов.
Роли в лентах 1991 года «Капитан Крюк» Стивена Спилберга и «Король-рыбак» Терри Гиллиама сам актёр называл одними из своих самых любимых.
В картине «Капитан Крюк» актёр играет взрослого и уставшего Питера Пэна, спасающего своих детей из плена злодея Крюка. Очутившись в волшебной стране, Питер Пэн вдруг понимает, что прошлое никуда не ушло и в душе он всё тот же вечный ребёнок. Уильямс и сам был таким, вечным ребёнком, поэтому ему и удалось так великолепно воплотить этот сложный образ. В сказке для взрослых играл Дастин Хоффман, а также Боб Хоскинс, Джулия Робертс и британская звезда Мэгги Смит.
В «Короле-рыбаке» Гиллиам отдал роль бродяги Пэрри Робину, сказав, что не видит никакого другого актёра, способного её сыграть. Робин и правда сыграл так, что зрители и плакали и смеялись. В трогательной фантасмагории о дружбе двух сломленных людей, получившей множество наград, снимались Джефф Бриджес, Аманда Пламмер и Мерседес Рул.
Роль Дэниела Хилларда, потерявшего работу и семью, который решился на отчаянный шаг переодеться в женское платье и устроиться няней в дом, где живут его дети, в комедийной драме «Миссис Даутфайр», стала очередным доказательством уникального таланта Робина Уильямса, способного воплотить на экране любой образ. Картина стала лучшим фильмом 1993 года и вошла в топ-100 самых кассовых фильмов фабрики грёз.
Также в этот период своего творчества актёр сыграл главные роли в триллере-фэнтези «Джуманджи», в драмах «Быть человеком» и «Умница Уилл Хантинг». Конец XX века подарил миру трогательную драму «Куда приводят мечты», в которой Робин сыграл роль человека, душа которого отправляется в иной мир, чтобы встретиться с умершими родными. Тяжёлая история заставляла каждого зрителя задуматься о главных вопросах жизни и поднимала тему религии. В фильме снимались Кьюба Гудинг мл., Аннабелла Шиорра и Макс фон Сюдов.
Роль робота Энди, в котором больше человеческого, чем в большинстве людей, в фантастической драме «Двухсотлетний человек» снова поразила зрителей глубиной игры Робина. Его персонаж поднимает вопросы самоидентификации в современном обществе и отказывается от бессмертия ради того, чтобы умереть человеком. Картина не получила призов и наград, но вошла в золотой фонд американского кинематографа. В фильме по роману Айзека Азимова снимались Оливер Платт и Эмбет Дэвидц, а также Сэм Нил.
2000-е. На пике славы
Заслуженный мастер перевоплощения Робин Уильямс появился в необычном даже для себя образе писателя-маньяка в картине «Бессонница». Роль полицейского, расследующего убийство школьницы, исполнил Аль Пачино, также в фильме снимались Мартин Донован, Хилари Суонк и Джонатан Джексон.
Роль пожилого владельца фотолаборатории в психодраме «Фото за час» далась Робину Уильямсу нелегко. Тяжёлая психологическая картина вскрывала проблему одиночества, а образ Сая, постепенно превращающегося в психопата, привёл к моральному истощению актёра и приступу алкоголизма.
В 2004 году актёр исполнил главную роль в фантастической психодраме «Окончательный монтаж». В мире будущего Робин сыграл роль цензора, редактирующего память своих клиентов. Случайно обнаруженная стёртая запись о прошлой вине привела к необратимым последствиям. На съёмочной площадке с актёром работали Мира Сорвино и Джеймс Кэвизел.
Тема человеческого одиночества, насилия и вины была продолжена в картине 2006 года «Ночной слушатель», в которой компанию Робину составили Тони Колетт и Рори Калкин.
В 2006 году актёр исполнил небольшую, но яркую роль в фантастической приключенческой ленте «Ночь в музее». Вылепленный из воска президент Рузвельт, помогающий персонажу Бена Стиллера справиться с вдруг ожившими экспонатами, появился и во второй части картины, снятой в 2009 году.
Свои последние роли актёр сыграл в картине «Большая свадьба», в которой также снимались Роберт Де Ниро и Сьюзан Сарандон, в социальной драме «Дворецкий» и в мелодраме «Лицо любви», в которой Робин исполнил роль вдовца, пытающегося начать жизнь заново. Компанию Робину на съёмках составили Эд Харрис и Аннетт Беннинг.
Личная жизнь Робина Уильямса
Во время учёбы в Джульярде актёр встретил модель Валерию Виларди, брак с которой он заключил в 1978 году. Через 10 лет он окончился разводом по инициативе Валерии, которая не желала терпеть пристрастие мужа к алкоголю и наркотикам. От этого брака у актёра есть сын Закария.
Второй избранницей Робина стала Марша Гарсез, бывшая няня Закарии, на которой он женился вскоре после развода с Валерией. В этом браке родилось двое детей, сын Коуди и дочь Зельда. Этот брак продлился до 2007 года. После развода Робин продолжительное время лечился от депрессии и алкоголизма, с которым уже не мог справиться самостоятельно.
В 2011 году актёр женился в третий раз. Его женой стала дизайнер Сьюзан Шнайдер, которая делала всё, на что только была способна женщина ради любимого мужчины, чтобы остановить усиливающуюся тягу к алкоголю.
Смерть
11 августа 2014 года мир узнал о смерти Робина Уильямса. Его тело было найдено с ремнём на шее, и, как показала экспертиза, актёр покончил жизнь самоубийством. Среди возможных причин суицида одного из величайших актёров мира были названы хроническая депрессия, возникшая в результате постоянного перенапряжения и злоупотребления алкоголем и наркотиками, финансовые затруднения, а также ранние признаки болезни Паркинсона.
Токсикологическая экспертиза, проведённая 7 ноября, показала полное отсутствие в крови актёра алкоголя и наркотиков. Однако сочетание лекарств, которые принимал Робин Уильямс от болезни Паркинсона, могло вызвать суицидальные настроения, которые вместе с хронической депрессией и стали причиной самоубийства.
В интервью осенью 2015 года вдова актёра рассказала, что Робин отчётливо представлял себе, что через несколько лет болезнь убьёт его мозг. У него была диагностирована редкая форма болезни Паркинсона с деменцией с тельцами Леви. Понимая, что он теряет разум, Робин просто не мог позволить себе постепенно угасать, превращаясь в беспомощного безумного старика.
В последние месяцы жизни актёр часто повторял цитату из картины «Общество мёртвых поэтов»: «Ловите миг, сделайте свою жизнь необыкновенной, она слишком быстро проходит».